Posted 27 февраля, 19:59

Published 27 февраля, 19:59

Modified 29 февраля, 19:12

Updated 29 февраля, 19:12

Покупатели автомобилей попали в капкан: приобрести машину дешево не получится

Покупатели автомобилей попали в капкан: приобрести машину дешево не получится

27 февраля 2024, 19:59
Фото: Изображение Midjourney
Дефицита на рынке нет, однако крайне сложно найти по приемлемой цене вариант, отвечающий привычным представлениям о комфорте и надежности.

Авторынок России все сильнее смещается в сторону китайских машин. При этом надежды на адекватность цен тают: в значительной степени этому способствуют высокая ключевая ставка, колебания валютного курса, санкционные ограничения и регулирующие меры правительства.

Что и как будут покупать россияне

Как ранее писал «РосБалт», по прогнозам аналитиков, базовый сценарий 2024 года предполагает рост отечественного авторынка на 24% с достижением совокупного объема продаж в 1,3 млн единиц. Оптимистичный расклад подразумевает увеличение продаж до 36% (1,48 млн машин), пессимистичный — падение на 9%, до 900 тыс. машин.

При этом китайские автопроизводители заявили о намерении увеличить продажи до 1,2 млн штук. В свою очередь, объединение автопроизводителей России (ОАР) спрогнозировало рост производства машин в РФ до 660 тыс. единиц.

Между тем, как выяснили в ходе опроса «Автостат» и «Авто Mail.ru», сегодня уже 53,1% россиян готовы стать владельцами китайского автомобиля (пять лет назад этот показатель составлял 6,4%). Причины, учитывая складывающуюся на авторынке ситуацию, понятны: 26,6% опрошенных пояснили, что делают такой выбор вынужденно — из-за отсутствия альтернативы. В то же время 28% покупателей не собираются выкладывать деньги за авто из КНР (пять лет назад — 88,3%). При этом сомневаются в целесообразности покупки продукции из Поднебесной 18,9% (пять лет назад — 5,4%).

«Ничего странного в росте сомневающихся нет. Раньше эти люди входили в число тех, кто для себя подобную покупку не рассматривал в принципе, теперь же, учитывая доступные на рынке предложения, они вынуждены задуматься о таком приобретении. Однако справедливости ради заметим, что рост спроса на китайские машины обусловлен не только уходом из России привычных брендов (в декабре доля машин из КНР на российском рынке новых автомобилей превысила 60%), но и серьезной работой, которую провели производители из Китая над своей продукцией», — пояснил «РосБалту» эксперт авторынка Вадим Красиков.

Однако не только отсутствие привычного ассортимента сдерживает покупателей от похода в автосалон. Значительной части россиян машины стали не по карману. Как следует из опроса финансового маркетплейса «Выберу.ру», 34% потенциальных покупателей решили повременить с покупкой, надеясь на снижение цен. Другие обратили свое внимание на вторичный рынок: 27% планируют купить в кредит подержанные иномарки западных брендов. В то же время 24% хотят приобрести на заемные деньги новые китайские автомобили. Лишь 12% опрошенных собираются стать владельцами новых отечественных авто, а 3% рассчитывают на «европейца», «японца» или «корейца», завезенного в страну по параллельному импорту. Впрочем, число последних скоро сильно уменьшится.

Параллельный импорт «прикрыли» постановлением

Две недели назад правительство РФ своим постановлением уточнило порядок расчета размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран ЕАЭС, и с 1 апреля в составе утилизационного сбора будут учитываться все «сэкономленные» вследствие заниженной таможенной стоимости налоги и сборы.

«Работать это будет следующим образом: таможенные органы начнут отслеживать сделанные в странах ЕАЭС платежи по конкретным автомобилям и сравнивать с тарифной сеткой, разработанной в России. Разницу по акцизам, НДС, самой таможенной пошлине приплюсуют к утилизационному сбору, который является обязательным к уплате юридическими и физическими лицами. Отмечу, что эти компенсационные суммы могут составить несколько сотен тысяч рублей. При этом ввезенный автомобиль будет без заводской гарантии, его не получится продиагностировать у официального дилера, придется вложиться в русификацию мультимедийной системы, „зимние опции“. То есть — нивелируется выгода от покупки», — поясняет Вадим Красиков.

По логике правительства, нововведение призвано устранить ситуацию, когда «граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме».

Очевидно, что такая практика резко понизит и так не самое большое количество ввозимых по параллельному импорту иномарок, подтолкнув покупателей к приобретению машин у официальных дилеров, а также будет способствовать повышению их интереса к продукции отечественного автопрома.

Примечательно, решение правительства уже положительно оценили в «АвтоВАЗе», отметив, что это позволит прикрыть лазейки для «серого» импорта, а также указав на важность того, чтобы «реализация последовательной политики по защите внутреннего рынка и по стимулированию инвестиций во внутреннее производство была продолжена».

Автокредиты ждут снижения ключевой ставки

Подскочившие в цене автомобили вынудили россиян рассматривать их покупку в кредит, однако последовательное увеличение ключевой ставки в итоге сформировало негативный тренд на рынке автомобильного кредитования.

«Процентные ставки выросли, конечно, и достаточно ощутимо. По разным продуктам и сегментам отмечается рост от 5% до 10%. Если до повышения ставок можно было оформить автокредит от 9,9%, то сейчас сложно будет найти ставку ниже 16%», — поясняет руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

Впрочем, финансисты надеются на смягчение денежно-крединой политики Центробанка во второй половине года, а также на то, что ситуацию несколько оживит продление госпрограммы льготного автокредитования. Как и прежде, она предусматривает три вида скидок: базовую в 20%, для жителей Дальнего Востока — 25% и на приобретение электромобилей — 35%, но не более 925 тыс. рублей.

Рассчитывать на льготный кредит может человек, который соответствует одному из требований: имеет не менее одного ребенка до 18 лет; является медиком, работником сферы образования или госучреждения; участвует в СВО в качестве мобилизованного, добровольца или контрактника (или близкий родственник такого лица, проживающий с ним); является инвалидом или пенсионером, ранее проходившими военную службу; сдает в трейд-ин в качестве уплаты первого взноса автомобиль старше 6 лет, которым владел не менее года; не имеет автомобиля в собственности; желает приобрести электромобиль.

При этом заемщик не должен иметь иных договоров автокредитования, а автомобиль не может стоить более 2 млн рублей (для электромобилей ценовой порог не установлен).

«Сегодня список машин, которые можно приобрести по госпрограмме, совсем небольшой: это автовазовские Lada Granta, Lada Vesta, Niva Travel, Niva Legend, УАЗы — „Хантер“, „Патриот“, „Пикап“ и „буханка“ (УАЗ 2206), GAZ (модели весом до 3, 5 т), собранный в РФ Haval Jolion, а также электромобили — i‑Joy, Evolute i‑Pro и „Москвич 3е“», — указывает Красиков.

Будут ли дорожать автомобили?

Как полагает большинство экспертов, рост цен на автомобили продолжится. На такое развитие событий указывает сразу ряд факторов. «Ожидать стабилизации цен, а уж тем более их снижения, в 2024 году, конечно, не имеет смысла. Рост цен обязательно будет, и, с одной стороны он будет определяться продолжающимися инфляционными процессами в экономике, а с другой стороны — государственными мерами воздействия на автопром и авторынок с точки зрения их стимулирования. Очевидно также, что автопроизводители будут проводить свою традиционную ценовую стратегию — покрытие всех производственных и логистических расходов и получение максимально возможной прибыли, причем совершенно не верится, что они будут жестко контролировать ценообразование в своих дилерских сетях», — высказывает мнение, заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев.

В свою очередь Вадим Красиков, отмечая, что рост цен будет зависеть в том числе от ключевой ставки и курсов валют, обращает внимание на возможность корректировки стоимости машин за счет различных акций и скидок.

«Сейчас на складах достаточно китайских автомобилей прошлого года выпуска, а новые поставки на рынок еще не попали. Поэтому основные попытки дилеров простимулировать продажи я предполагаю весной, когда придут новые автомобили. В то же время, учитывая заявленные производителями из КНР амбициозные планы по продажам, нельзя исключить и обострение конкуренции между китайскими брендами. При этом стоит учитывать, что подорожать могут и подержанные машины, в том числе из-за того, что салоны начнут активнее включаться в работу с этим сегментом рынка из-за отмены двойного НДС», — указывает эксперт.

Мария Осадчая