Posted 29 февраля, 07:00
Published 29 февраля, 07:00
Modified 29 февраля, 07:00
Updated 29 февраля, 07:00
Сезон первый — 2022. «Поможем маленькому герою выстоять». Метафора Давид и Голиаф с понятными ветхозаветными коннотациями и симпатиями. Огромное количество «гуманитарной» составляющей, низовой солидарности, благотворительности и помощи беженцам. И вот в конце первого сезона, осенью 2022 года, героический Давид наносит Голиафу серьезное поражение. Дав зрителям возвышающую эмоцию «мы добились успеха».
Сезон второй — 2023. Должен был, по трейлерам и замыслам шоураннеров, стать завершающим, закончиться оглушительным хеппи-эндом. Давид выигрывает войну, возвращает себе все, на что претендует, а за это его берут в «рай» — принимают в ЕС и НАТО. Запад доказывает свое полное политическое, технологическое и экономическое превосходство, все буквально возвращается в довоенную ситуацию. Т.н. «контрнаступление» должно стать катарсисом в аристотелевском понимании. Но не стало.
Одна из вполне официально озвучиваемых причин — расхождение с Глобальным Югом относительно санкций в частности и ценностей вообще. То, что сначала воспринималось как досадная мелочь, малозначительные выходки le bon sauvage из всяких Африк\Азий, во втором сезоне стало самостоятельной сюжетной историей, едва ли не более важной, чем происходящее на Украине. Глобальный Юг, оказывается, не просто «чуть-чуть» недоволен тем, что делает Запад, а готов это недовольство конвертировать в последовательную, торпедировавшую ключевой для Запада санкционный проект политику.
Крупные игроки, не замеченные в масштабных расхождениях с Западом, — Бразилия, Индия, Залив — оказались готовы строить свое благополучие на деятельном сопротивлении важнейшим инициативам Запада в экзистенциально важном для него сюжете.
Так в сериал пришла новая линия, полностью задвинув и солидарность, и проблемы беженцев, и прочую «добрую гуманитарку» из первого сезона. То, что начиналось как «роман воспитания», в ходе которого Украина и ее «храбрый лидер» преодолевают сами себя и выходят победителями из заведомо проигранной войны в полноправные члены западного мира при некоторой помощи «добрых фей» с Запада, к концу 2023 года превратилось в политический триллер, где игра идет сразу на многих досках по всему миру.
И сценаристам, и зрителям буквально не до формирования личности героя. Другой жанр.
Этот «твист» и сформировал ожидания от нового сезона.
Лозунг момента, озвучиваемый в последние недели ежедневно на всех возможных западных площадках: «Россия не должна выиграть». Потому что выигрыш России — это демонстрация слабости Запада как такового. Сегодня вопрос Пятихаток, как и вопрос Газы, кстати, — это вопрос лидерства Запада. Права эмитировать правила для «порядка, основанного на правилах».
Ставки стали выше. Изменение целей, задач и ставок героев трансформирует сюжет.
В первой серии нового сезона премьер-министры Европы публично говорят, что их страны вели слишком активную соцполитику и собирали слишком мало налогов, министр экономики Франции предлагает потратить «лежащие без движения» на счетах физлиц деньги на «оборону», а Макрон вслух размышляет про то, что можно и войска отправить на Украину.
Украина как «главный герой» пропадает, Зеленский набирает жалкие десятки тысяч просмотров после огромного интервью мировому СМИ, данного, по легенде, прямо из блиндажа на линии фронта (то есть посмотрели в мире только те, кому по работе надо, несмотря на героическое сценирование), европейские СМИ полны статей о недостатках украинцев, «не желающих интегрироваться правильно», а государства готовы платить беженцам деньги, чтобы заставить их вернуться.
Бюджет на массовку сокращают под новый сценарий. И европейские лидеры сегодня ведут себя не как «наставники» для растущего через боль героя, а как люди, решающие другие задачи. Это переориентация экономики на военные цели, это изменение стратегических целей государств и систем, это создание механизма «валоризации» НАТО вне зависимости от степени участия США в европейских делах, это борьба за сохранение лидерства Запада на огромном количестве ТВД.
Вместо романа взросления — полный Том Клэнси.
Глеб Кузнецов, политолог