Posted 5 марта, 09:52

Published 5 марта, 09:52

Modified 5 марта, 09:54

Updated 5 марта, 09:54

Никита Митрофанов: Сможет ли Китай утопить в своей продукции весь мир?

Никита Митрофанов: Сможет ли Китай утопить в своей продукции весь мир?

5 марта 2024, 09:52
Фото: Taymaz Valley, CC BY 2.0 DEED / flickr.com
КНР ищет пути выхода из экономического кризиса.

Мы с вами часто обсуждаем проблемы экономики Китая, в частности — постепенное скатывание в дефляцию и слабое оживление потребительского спроса. Однако китайская экономика не стоит на месте и не позволяет себе стагнировать из-за вялого спроса со стороны местного населения.

Чтобы не терять привычные темпы роста, в Китае решили не только сохранить объемы производства товаров, но и нарастить их. Вы резонно можете спросить: «А зачем такое экстремальное затоваривание рынка? Товар осядет на складах, его никто не будет покупать, и бизнес понесет убытки».

Однако все не так однозначно. Увеличение объемов производства рассчитано не на внутренний рынок, а на остальной мир.

Помните, как на стыке веков все прилавки были завалены китайским ширпотребом? Тогда это явление назвали «китайским шоком», поскольку китайские дешевые аналоги наводнили крупнейшие мировые рынки — и во многом за счет этого Китай наращивал свою экономическую мощь.

По данным WSJ, китайские производители удвоят свои мощности и сбыт за счет дешевых кредитов, которые будет субсидировать государство. Правда, тут стоит понимать: что для Китая будет благом, то для других экономик обернется оттоком денежных средств. Дешевый импортный аналог начнет «душить» местных производителей, которые не смогут конкурировать с низкой ценой и эффектом масштаба производства в Китае.

И такое положение дел уже не устраивает Запад, что побуждает страны еще больше заниматься протекционизмом внутреннего рынка. Например, такие дешевые товары на рынках США и ЕС могут быть обложены дополнительной экспортной пошлиной. Это увеличит конечную цену ввозимого товара, что сделает его менее конкурентым на фоне товаров местного производства.

Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»