Posted 7 марта, 15:00

Published 7 марта, 15:00

Modified 7 марта, 15:00

Updated 7 марта, 15:00

Евгений Коган: Кто оплатит следующую шестилетку?

Евгений Коган: Кто оплатит следующую шестилетку?

7 марта 2024, 15:00
Фото: Николай Русанов. 1MI
Чтобы реализовать все планы, российским властям придется повышать налоги.

На прошлой неделе мы услышали планы развития России на следующие 6 лет. На все озвученные инициативы нужно финансирование. По моим оценкам, никак не меньше 1 трлн рублей в год. Сумма некатастрофичная для федерального бюджета. Но напомню, что для покрытия растущих расходов в 2024 году запланировали собрать все, что могли, включая разовые меры. Поэтому без повышения налогов не обойтись.

Кто будет платить?

Недавно я предупреждал о рисках повышения налогов и рассуждал, кто заплатит больше: население или бизнес. Теперь из послания президента мы знаем, что платить будут и те, и другие.

Население. Повышение сборов для россиян будет реализовано через прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Вроде, благородное дело. Какая мысль приходит в голову при словах о прогрессивной шкале? Бедные будут платить меньше? Боюсь, что нет. Ждать, что ставку налога в 13% снизят, не стоит. Изначальная мотивация изменения шкалы — собрать больше денег. Поэтому скорее богатым поднимут налоги, а остальные порадуются, что их не коснулось.

При этом времена сейчас непростые: большинство людей лишний раз тревожить не станут. Новые налоговые ставки Минфин пока не озвучивает, но можно предположить, что текущая планка в 5 млн рублей для стандартной ставки в 13% будет сохранена.

Экстремальных значений налоговых ставок по 50% для наиболее богатых по примеру скандинавских стран я тоже не жду. Привлекательность России для капитала в последние годы снизилась. Дополнительно наносить по ней сильный удар рискованно.

Бизнес. Как следует из послания президента, повышение налогов коснется не только населения, но и фирм «с высокими корпоративными доходами». Конкретики здесь тоже нет.

В качестве ориентира можем пока смотреть на выплаты дивидендов в прошлом году. При этом риски госкомпаний ниже: их дивиденды и так перечисляются в бюджет. Поэтому более привлекательными для бюджета выглядят отрасли с низкой долей государства и растущей прибылью.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan

Подпишитесь