Posted 13 марта, 13:00

Published 13 марта, 13:00

Modified 13 марта, 13:00

Updated 13 марта, 13:00

Илья Гращенков: Стоит ли ждать серьезных ротаций в российской власти?

Илья Гращенков: Стоит ли ждать серьезных ротаций в российской власти?

13 марта 2024, 13:00
Фото: government.ru
Элиты замерли в ожидании новостей о перестановках.

По поводу конфигурации будущего правительства РФ можно только догадываться (то же назначение Мишустина в свое время было проведено как спецоперация — его никто не ожидал), но субъективно я не вижу никакой необходимости смены премьера и ключевых игроков.

Мишустин пришел на место тогдашнего «сонного Медведева» и просто должен был взбодрить систему исполнительной власти, а на его долю выпал ковид и украинский конфликт. И все говорили, что «правительство справилось», санкции не оказали значительного влияния на экономику и т. д. Учитывая консервативный характер нынешней политики, менять главу кабмина кажется излишним и ненужным риском, равно как менять экономический блок и прежде всего — курс ЦБ.

Хотя какие-то перестановки в финансово-экономическом блоке все же возможны. Но они, скорее всего, могут быть связаны с усилением торгово-промышленного сектора, а не самой денежно-монетаристской политики. Возможен ли в этом случае уход Эльвиры Набиуллиной с поста главы Центробанка? Теоретически, все возможно. Вот СМИ активно этим вопросом интересуются и спрашивают, а куда кого тогда деть в этой номенклатурной кубышке? Очевидно, что тогда для Набиуллиной было бы логично уйти на своеобразную пенсию — возглавить какой-либо университет или исследовательскую организацию. Не думаю, что с этим могут быть какие-то проблемы.

И все же Путин в своем послании ФС РФ четко обозначил (прежде всего — озвучив цифры инвестиций в ряд нацпроектов), что ключевая задача — переход к цифровой платформенной экономике, т. е. ставка на развитие маркетплейсов и вообще попытку успеть вписаться в мировую промышленную революцию 4.0, а для этого нынешнее руководство точно менять не требуется.

Военные рельсы здесь прокладываются параллельным курсом, так как поиск средств на развитие идет как раз по налоговой линии (введение прогрессивной шкалы налогообложения). Для этого между властью и бизнесом придется выстраивать более тесную коммуникацию, так как собираемость налогов должна вырасти, но при этом и возможности для расширения заработков лояльных предпринимателей тоже могут вырасти.

В общем, прогнозы сегодня — гадание, излюбленное занятие элит, которые в преддверии любых крупных перестановок замирают до выяснения обстоятельств, кого и куда назначат. Их можно понять, так как в нашей суверенной демократической системе личности довлеют над функционалом. И если систему слишком сильно перекроить, то времени на перенарезку новых договоренностей потребуется немало.

Исходя из этого и кажется неочевидной задача, связанная с какой-то масштабной ротацией. Хотя, опять же, есть некоторые суб-кейсы, связанные с конкретными людьми (им нужен карьерный рост, например), сменой влияния элит (кто-то ослаб, кто-то усилился), проблемами в конкретных сферах (нужно сменить политику исходя из текущих задач). Все это задает определенные ожидания и связанные с ними тревоги.

Илья Гращенков, политолог