Posted 23 марта, 07:30

Published 23 марта, 07:30

Modified 23 марта, 07:30

Updated 23 марта, 07:30

Алексей Макаркин: Как меняется православная паства в России

Алексей Макаркин: Как меняется православная паства в России

Фото: Артур Салимов. 1MI
Сюжет
Религия
ВЦИОМ провел очередной опрос на религиозную тему, на этот раз посвященный Великому посту. Результаты оказались противоречивыми.

Число россиян, называющих себя православными, постепенно снижается. В 2017 году таких было 75%, сейчас — 66%. Среди самых молодых (18-24 года) респондентов к православию себя относят 38%, в следующей группе (25-34 года) — 52%. В остальных возрастных группах численность православных близкая — 69-75%.

Зато оставшиеся православные стали чаще говорить о том, что соблюдают посты. В 2018–2022 году о своем несоблюдении поста говорили 71-75%, сейчас пост не соблюдают 56% от числа православных. Все равно больше половины, но существенно меньше, чем раньше. Причем это нельзя объяснить снижением числа православных (и, соответственно, оттоком наиболее сомневающихся). В 2022 году к православным себя относили 68% (на два пункта больше, чем сейчас), а посты игнорировали 74% (на 18 пунктов больше).

Представляется, что причиной является СВО — люди существенно чаще обращаются не просто к религии, но и к разным религиозным практикам в поиске утешения. В том числе речь может идти о членах семей и родственниках участников СВО. Нет ничего удивительного в том, что в наибольшей степени посты соблюдают женщины — жительницы провинции и телезрительницы.

Впрочем, соблюдение постов интерпретируется россиянами по-разному. Лишь 4% православных строго соблюдают все посты. К числу наиболее распространенных способов самоограничения во время поста респонденты относят отказ от употребления алкоголя (25% православных) и использования в речи нецензурных слов (23%). От жирной или животной пищи, что является одним из основных требований во время поста, отказываются реже — по 17% православных.

Посещают церковные службы 22%, совершают ежедневную молитву 13%. Так как совершение молитвы занимает меньше времени, чем посещение службы, можно предположить, что немалое число «посетителей» заходят в храм нечасто (может быть, раз в пост) и для того, чтобы поставить свечку и написать записку. Зато «дисциплинирующая» привычка молиться каждый день распространена меньше. Число причастников увеличилось по сравнению с 2021 годом примерно в два раза — до 11%.

Так что процессы носят разнонаправленный характер. Со сменой поколений сокращается число верующих, среди молодежи есть «мода» на атеизм — как три десятилетия назад «модно» было идентифицировать себя с православием. В то же время среди православных усиливается тяга к соблюдению правил, хотя и выборочному — люди сами определяют, что им по силам, «конструируя» приемлемый для себя формат поста.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь