Posted 10 апреля, 14:03

Published 10 апреля, 14:03

Modified 10 апреля, 14:05

Updated 10 апреля, 14:05

Роман Черемухин: Чему нас учат семья и школа?

Роман Черемухин: Чему нас учат семья и школа?

10 апреля 2024, 14:03
Фото: Анастасия Федосеенко / 1MI
Уроки «Семьеведения» уже вызывают массу вопросов.

Татьяна Голикова заявила, что новый предмет «Семьеведение» должен стать «доверительным и деликатным разговором между учителем и детьми с обратной связью, направленным в том числе на формирование позитивного отношения к созданию семьи». Однако замиксовать понятие истинных семейных ценностей и поведение Онегина, противостоять стремительному информационному потоку и найти правильную тональность для диалога с подростками будет довольно трудно.

Включение «Семьеведения» в «Разговоры о важном» невольно заставляет задуматься о том, что за прошедшие два года так и не было до конца сформировано понимание того, что же является этим «важным». Зачастую складывается впечатление, что данный предмет постепенно становится продолжением «популярного» среди родителей «Окружающего мира», а не важным механизмом, настроенным на воспитание гражданина великой страны.

И вот теперь вместе с первооткрывателями, налоговой грамотностью и первопечатником Иваном Федоровым здесь появится то, что уже когда-то было в наших школах и называлось «Этика и психология семейной жизни»? Интересно, что эти вопросы там уже есть: 20 ноября 2023 года был урок на тему «О взаимоотношениях в семье», а 25 декабря — «Новогодние семейные традиции разных народов России». Более того, на сегодняшний день «Семьеведение» преподается в рамках «Обществознания», программа которого в таком случае тоже будет нуждаться в корректировке?

Содержание урока на данный момент пока не раскрыто. И здесь хочется остановиться особо. Учитывая важность решения демографических проблем в стране и порой противоречивые высказывания ряда «экспертов», сложность диалога с детьми и особенно подростками и бесперспективность разговора на данную тему в формате привычных лекций / презентаций / опросов / видео, надо уже на берегу понимать, о чем и как будут говорить педагоги. Здесь должна быть не просто выстроенная программа, но и готовность учителей быстро реагировать на вопросы учеников. В том, что они появятся, учитывая перманентное обсуждение данной темы и опять-таки «мнения экспертов», сомневаться не приходится, как и в том, что учащиеся могут не соглашаться с информацией из СМИ или наоборот «топить» за нее.

Для полноценного освещения всех семейных вопросов и проблем взаимоотношений необходимо обсуждать даже тяжелые темы, о которых не принято говорить в стенах школы. Вопросы насилия, отношений между полами, болезней следует постепенно выводить из табуированных. Но на данный момент так и не появился алгоритм того, как говорить на эти темы с современными подростками, которые имеют доступ фактически к любой информации и могут сами все узнать в течение десяти минут. Более того, любое навязывание точки зрения, скорее всего, вызовет отторжение и желание доказать любой ценой ошибочность суждений старших товарищей.

Не стоит забывать и о том, что на многие темы подростки сами не готовы говорить откровенно, тем более при одноклассниках. И уж точно не хотелось бы, чтобы обсуждение сводилось к скабрезным комментариям и неприличным шуткам.

Тема каждого урока «Разговоров о важном» сейчас едина для всех учащихся, варьируется же только материал, ориентированный на разные возрастные группы. С одной стороны, это позволяет объединять детей независимо от возраста, чтобы они могли обсуждать эти темы, имея схожие базовые знания. С другой — происходит постепенное погружение каждого ребенка в материал, который на сегодняшний день является ключевым для страны. Но, как было заявлено Татьяной Голиковой, введение «Семьеведения» планируется только в старших классах, что автоматически нарушает изначальную концепцию, которой следует авторы «Разговоров о важном». Возможно, к осени появится понимание того, что данные вопросы можно обсуждать с детьми разного возраста, расставляя правильные акценты и приводя подходящие примеры.

Кстати, о примерах. Приходится признать, что призывы искать ответы в великой русской литературе тут не сработают. Ведь если посмотреть на школьную программу и немного вокруг, то семейные ценности тут имеют весьма специфический оттенок. Оставим в стороне неженатого Чацкого, 28-летнюю богатую вдову Одинцову и занятого бизнесом Чичикова — и посмотрим на «семейных». Татьяна Ларина замужем, но без детей, из всей команды «Войны и мира» пример можно брать только с Ростовых, а потом с Наташи и Пьера, Соня Мармеладова «по желтому билету пошла» ради спасения семьи, Екатерина с Тихоном бездетны, Дикой держит домочадцев в страхе, а про Катерину Измайлову даже вспоминать не хочется…

Роман Черемухин, член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема»