Posted 7 августа, 16:32
Published 7 августа, 16:32
Modified 16 августа, 12:40
Updated 16 августа, 12:40
1 августа новый премьер-министр Эстонии Кристен Михал выступил со специальным заявлением, которое было посвящено тому, как страна делает все возможное для соблюдения режима антироссийских санкций. Однако он признал, что очень многие через эстонскую территорию везут в Россию подсанкционные товары, которые можно использовать в военных целях. Именно с целью пресечь такие попытки принято решение ввести «тотальные проверки всех пересекающих эстонско-российскую границу».
Речь идет как о физлицах, так и о сертифицированных грузоперевозчиках. Правила начнут действовать с 8 августа 2024 года, сообщил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна в своих соцсетях.
Министр финансов Юрген Лиги признал, что каждый пересекающий границу Эстонии с Россией «столкнется с бюрократией», но отметил, что Евросоюз «только выиграет от этого».
Напомним, ситуация на пропускных пунктах границы между Эстонией и Россией стала всерьез усложняться с 1 февраля 2024 года, когда Россия закрыла автомобильное движение на «Мосту дружбы» между эстонской Нарвой и российской частью города, которая сейчас называется Ивангород. Официальное объяснение — необходимость ремонта моста, но невооруженным глазом за эти полгода с лишним увидеть ремонтные работы пока никому не удалось.
Пункт пропуска стал работать только для пешеходов, а автобусные компании (наиболее популярное здесь направление Санкт-Петербург — Таллинн) стали подвозить пассажиров к границе для пешего пересечения, разбив маршрут на два автобуса — второй ждет уже после границы. Нагрузка на КПП усилилась, стали появляться очереди, но у многих оставался выбор: в ночи нет ни очередей, ни длительных досмотров. За 10-12 минут можно было пересечь одну границу, пройти мост и пересечь вторую.
«РосБалт» неоднократно рассказывал о ситуации на российско-эстонской границе, где несколько раз складывалась напряженная ситуация. Про личный опыт прохождения пунктов пропуска и о ситуации там глазами очевидца читайте в репортажах «О бесполезно потраченном времени: что происходит на границе Ленобласти с Эстонией», а также «Водка, дети, очередь… Что происходит на „Мосту дружбы“?».
После закрытия границ в Финляндии очереди стали более ощутимыми. Теперь люди стали брать недорогой билет до Таллинна, откуда за два часа комфортный паром довозит до Хельсинки. Весной исчез и прежде популярный маршрут, позволявший недорого выехать в Европу студентам. Если возможность сойти с поезда Москва — Калининград в Вильнюсе перекрыли еще ранее, то оставалась лазейка — после проверки паспорта и всех погранично-таможенных формальностей выйти на первой же станции в Литве — в Кяну, и отправиться дальше на попутке. До литовской столицы — меньше 30 километров. Теперь выйти нельзя нигде — исчез тем самым, кстати, легальный способ покинуть РФ для должников, кому закрыт выезд из страны.
Все бы ничего, но с 1 мая Эстония решила закрывать границу на ночь — с 23:00 до 07:00. Объяснение было одно — людей переходит мало. В итоге, очереди из этого малого количества людей стали растягиваться на 5-6, а то и 7 часов. Несколько раз Эстония закрывала выход из страны на выходные (вход из РФ в ЕС оставался открытым).
Пару недель назад на другом популярном КПП — в Лухамаа (это граница с Псковской областью) — запретили пешеходный переход. Оставили только для автомашин. В итоге Нарва стала не то чтобы притягательнее для пересечения границы — вынужденнее.
И вот — новое закручивание гаек, намеченное на 8 августа.
«Количество пересечений границы не такое массовое, — по-прежнему настаивает Юрген Лиги. — То, что мы делаем, касается исходящего направления. У нас есть основания, поскольку через нас за последние пару лет начали проходить санкционные товары», — сказал он.
Полный таможенный контроль вместо нынешнего выборочного увеличит время пересечения границы, признали в эстонском правительстве. Там рассчитывают, что число людей, пересекающих эстонско-российскую границу, теперь вынужденно сократится.
Как быть тем, кто приедет утром, но не пройдет границу до вечера, до закрытия? Эстонские чиновники отвечают, что все зависящее от них сделали: проинформировали об ужесточении мер на границе грузоперевозчиков и автобусные компании.
Сейчас эстонская таможня осуществляет контроль товаров на границе с РФ с учетом рисков. Это означает, что все таможенные документы подвергаются автоматизированному анализу, а в случае подозрений проводится более тщательная документальная проверка и физический осмотр грузовиков.
Из-за низкой интенсивности пропуска в Нарве «Росгранстрой» рекомендовал путешественникам выбирать маршрут через другие погранпереходы, а власти Эстонии регулярно призывают своих граждан вообще не ездить в Россию.
«Каждый пересекающий границу будет контактировать с таможенником и отвечать на вопросы о том, какие вещи у него с собой, как он одет, что находится в транспортном средстве, каков характер груза. Все это будет влиять на наши дальнейшие действия», — сказал руководитель отдела таможенного контроля в Нарве Вольдемар Линно.
По мнению представителей таможни, с началом сентября и окончанием сезона отпусков уменьшится и количество пересечений границы, что несколько разгрузит очереди.
Николай Яременко