Posted 28 августа, 06:35
Published 28 августа, 06:35
Modified 28 августа, 06:37
Updated 28 августа, 06:37
С позапрошлого года число подобных дел увеличилось. Нередко сообщения в соцсетях становятся причиной присуждения большего наказания, чем предусмотрено за преступления против жизни и здоровья граждан. Член СПЧ Ева Меркачева обратилась к главе государства с просьбой об устранении данного перекоса и получила поддержку как в научном, так и в адвокатском сообществе. Несколько инициатив по гуманизации уже переданы в Государственную думу.
Тема Telegram-шантажа уже поднималась Евой Меркачевой в конце минувшего года. По ее мнению, подобные правонарушения не должны квалифицироваться как вымогательство, относящееся к категории особо тяжких. В связи с этим она выступила с инициативой о пересмотре правоприменения и смягчении наказаний.
Вокруг статьи 163 УК РФ не утихают споры — требование денег под угрозой распространения нелицеприятных сведений, по мнению экспертов, неприменимо при совершении таких действий при помощи Telegram-каналов.
Рассматривающие подобные дела специалисты причисляют размещение данных в соцсетях к категории «длящегося деяния», полагая, что если публикация есть, то информация еще распространяется. Требование оплаты за удаление публикации трактуется как вымогательство, несмотря на то, что публикация уже сделана.
По словам доктора юридических наук, профессора МГЮА Константина Ображиева, после изучения множества уголовных дел он сделал вывод, что требование оплатить удаление публикации нельзя считать шантажом под угрозой распространения информации, так как публикация уже сделана. В этом же убеждены и практикующие адвокаты.
По словам члена Адвокатской палаты Москвы Татьяны Пашкевич, когда потерпевший обращается к представителям Telegram-канала с предложением убрать уже размещенную информацию, нельзя говорить о вымогательстве под угрозой распространения, так как распространение уже произошло.
Тема пересмотра квалификации дел о Telegram-вымогательстве ранее затрагивалась на 14-м Конгрессе уголовного права, где решили, что, если потерпевший выразил желание оплатить удаление нежелательного контента, в действиях создателей Telegram-канала не усматривается признаков вымогательства и правонарушения в целом. Но в тех случаях, когда потерпевший решил не платить, но ему предлагается оплатить удаление контента, то рассмотрение дела может производиться по статье 179 УК о принуждении к сделке.
Следовательно, в России необходимо изменить правоприменительную практику, считают ученые и адвокаты. СПЧ разработал перечень предложений по гуманизации законодательных норм, который внесен в Госдуму. Далее поправки будут сформулированы и отражены в Уголовном кодексе, пишет 360.ru.