Posted 13 сентября, 06:47

Published 13 сентября, 06:47

Modified 13 сентября, 13:51

Updated 13 сентября, 13:51

Роман Черемухин: Как идет российский разворот на китайское направление

Роман Черемухин: Как идет российский разворот на китайское направление

13 сентября 2024, 06:47
Фото: kremlin.ru
Нынешняя дружба с китайцами не только полна нюансов, но и непредсказуема.

Пока российская официальная позиция трактуется и в самых высоких кабинетам, и на рядовых кухнях как серьезный разворот, партнеры действуют максимально осторожно, а порой даже и очень обидно. Стоит внимательно последить за новостями, чтобы прочувствовать: к запуску работающего китайского вектора пока еще ничего толком не готово, а местами даже выстроены дополнительные препятствия.

Начать список проблем, конечно же, стоит с самого существенного — того, о чем российские власти так любили говорить еще несколько лет назад. Оказалось, что Китаю совсем не нужно столько нефти, сколько Россия готова поставлять. Кто-то даже заговорил о шантаже, потому что фактически на сегодня продажа нефти идет либо в Китай, либо в Индию.

Итак, в августе экспорт российской нефти в Поднебесную снизился до уровня 2021 года (кстати, и поставки в Индию сократились на 14,5%, но это именно сезонный фактор). Проблема с Китаем заключается в том, что за сокращением стоят ключевые изменения в китайской экономике, вследствие чего снижение спроса стало устойчивым трендом. Дело и в замедлении темпов экономического роста, и в кризисе на рынке недвижимости, и в том, что в Китае растут продажи электромобилей, и в развитии высокоскоростных железных дорог, что приводит к сокращению потребления авиационного топлива. И здесь Пекин действует четко в соответствии с требованиями экономики и в интересах своего развития. Однако есть и другие направления, где куда большую роль играет политика.

Банки

Китайские банки стали весьма активно сокращать бизнес в России, что вызвано проблемами с платежами, которые на сегодняшний день затронули порядка 4/5 двусторонней торговли. В среднем активы российских дочек китайских банков сократились примерно на треть, а ведь именно после событий февраля 2022 года они стали активно работать в нашей стране, увеличивая свое присутствие ежеквартально.

Однако риск вторичных санкций изменил этот подход: речь шла о том, что американский Минфин получил возможность вводить санкции против кредитных организаций по всему миру, если они поддерживают ВПК России. В конце лета стало понятно, как это работает: в подвешенном состоянии оказались транзакции на десятки миллиардов юаней. Пока что проблему пытаются решить через бартер, но, как было озвучено на прошедшем недавно Восточном экономическим форуме, возможные решения — временные, поскольку им всем в какой-то момент будет грозить закрытие.

Еще один неприятный сюрприз образовался в результате ограничений, которые китайские банки стали вводить для местных компаний, работающих с Россией. Теперь им запрещают открывать счета за пределами своих провинций (где уже хорошо знают всех партнеров из России и других стран). Примечательно, что как такового отказа не существует, просто рассмотрение вопроса об открытие счета «не у себя» растягивается на полгода, потом еще на полгода, что для бизнеса фактически означает тупик. В итоге компании начинают искать организации, которые еще пока принимают деньги из России, что автоматически увеличивает и время, и издержки.

Не обошли стороной проблемы и тех граждан России, которые самостоятельно развернулись на Восток и решили держать деньги в юанях. Отечественные банки начали повышать тарифы за перевод юаней в другие банки. Местами это уже более 6% от суммы перевода: перед нами еще одно последствие угрозы вторичных санкций, которых китайские банки стараются избежать. Дело в том, что китайская валюта переводится из одного российского банка в другой через корреспондентские счета в китайских банках. Для последних эти операции ничем не отличаются от других переводов с российскими участниками. То есть переводы дорожают, поскольку сделать их становится все сложнее (и даже опаснее).

Россия в этой ситуации пытается найти приемлемый формат сотрудничества и предложила создать совместный банк, который не будет рисковать подпасть под санкции и сможет проводить все необходимые платежи. Тогда на территории двух стран будут работать филиалы одной и той же организации, банки двух стран соединяют свои активы, а все перечисления идут внутри.

Российские эксперты уже пытаются найти розовые очки и рассуждают о том, что, во-первых, китайские бизнесмены не интересуются политикой, а во-вторых, хотят заниматься только торговлей. Думается, что это слишком оптимистичный прогноз. Вторичные санкции не нужны прежде всего руководству Китая, поэтому, учитывая местный менталитет, приходится признаться: Пекин быстро и жестко объяснит своим компаниям, почему не стоит и пытаться обойти требования американцев.

Собственно говоря, на этом можно было бы поставить точку, поскольку от налаженных банковских связей зависит все торгово-экономическое сотрудничество, но есть у проблем двусторонних отношений еще и пара деталей.

Уголь

В первом полугодии этого года экспорт российского угля в Китай сократился на 8%. Надо учитывать, что именно он является ключевым партнером по закупкам отечественного угля после разрушения цепочек поставок в Европу. Пока что роста обратно никто не ждет: Пекин ввел новые пошлины, цены на уголь в мировом масштабе падают, затраты на производство и логистику растут. Более того, Китай все больше инвестирует в возобновляемые источники энергии. В итоге прогнозы говорят, что и в следующем году поставки продолжат сокращаться, хотя с коксующимся углем дело может пойти и в рост.

Проблемы затронули и двусторонний проект по освоению крупнейшего в Забайкалье Зашуланского месторождения угля. Все дело — в ограничении финансовых ресурсов. И китайцы уже намекают, что из-за санкций этот вопрос быстро не решится. Опять-таки падение цен на энергетический уголь снижает интерес китайских компаний к таким проектам. Кстати, в истории этого месторождения уже была пауза, которая закончилась в 2021-м, а в прошлом году было решено выйти на добычу к концу 2027-го. Но теперь никто не берется предположить, как и когда будут сдвигаться эти сроки.

Автомобили

Из самых последних новостей мы узнали, что Минторг Китая призвал своих автопроизводителей не инвестировать не только в Россию, но и Индию с Турцией. Сейчас ситуация складывается таким образом, что наша страна получает готовые машинокомплекты, чтобы собирать их на уже работающих заводах, а вот речи о том, чтобы создавать в России новые производства, пока, увы, не идет.

Но даже в таком формате не без трудностей. Эксперты все чаще говорят о том, что ремонт машин из Китая может растянуться на полгода. Причина — небыстрая доставка запчастей, особенно кузовных деталей, что значительно увеличивает сроки ремонта после ДТП. Более того — оказалось, что одна и та же деталь может и не подойти к машинам одной и той же модели, для ряда моделей просто нет технической документации, а еще на рынке активно торгуется контрафакт.

Ну и чтобы замкнуть круг, нельзя не сказать и о проблемах при оплате поставок и машин, и запчастей из Китая. Здесь уже готовы к тому, что коллапс с платежами обернется для российского автомобильного рынка новым кризисом.

Роман Черемухин, член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема»

Подпишитесь

© Все права защищены. При использовании информации гиперссылка на сайт www.rosbalt.ru обязательна. Полные правила

Сетевое издание «Информационное агентство «РосБалт». Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-86109 от 2 ноября 2023 г.

Учредитель: ООО «ПремьерМедиаИнвест»

Главный редактор: Яременко Николай Николаевич

Телефон: +7 (499) 110-58-85 /  +7 (985) 271-73-59

Электронный адрес:  [email protected] / [email protected]

Адрес редакции: 109044, Москва г, вн.тер.г. муниципальный округ Таганский, ул Воронцовская, д. 20, этаж 2, ком. 14

Реклама на сайте: Юлия Лыскова, [email protected]

Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика