Posted 17 сентября, 20:59

Published 17 сентября, 20:59

Modified 17 сентября, 21:16

Updated 17 сентября, 21:16

Утильсбор подстегнул авторынок: россияне спешат купить машины до роста цен

Утильсбор подстегнул авторынок: россияне спешат купить машины до роста цен

17 сентября 2024, 20:59
Фото: 1MI
С 1 октября в России вводятся повышенные коэффициенты на ввозимые для продажи иномарки.

С 1 октября вступает в действие поэтапное увеличение утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику. Соответствующее постановление утвердил Минпромторг. Разбирается, как нововведение скажется на ценах.

«Утильсбор на автомобильную технику и прицепы будет проиндексирован с 1 октября 2024 года — на первом этапе ставка вырастет в среднем на 70-85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого последующего года», — отмечено в сообщении министерства.

Надо отметить, что принятию новых правил предшествовала бурная дискуссия. Если АвтоВАЗ безоговорочно поддерживал (и даже в лице своего гендиректора Максима Соколова, возглавляющего экспертный совет при комитете промышленности и торговли Госдумы, в значительной степени инициировал это решение), то в Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) просили отложить повышение утильсбора до следующего года.

Соколов настаивал, что китайские марки проводят на рынке РФ «программу масштабной ценовой экспансии». АвтоВАЗ же, «закрывая более трети российского рынка в штуках, финансово контролирует долю лишь чуть более 9%», а значит — «90% денежных средств просто вымываются из России за рубеж».

При этом существующие защитные механизмы недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей перестроиться с импорта готовых автомобилей на инвестиции в производство в России.

В РОАД проблему с «китайцами» отчасти признавали, однако обращали внимание еще на ряд моментов, которые мешают сделать рынок цивилизованным, в том числе — на этапе постпродажного обслуживания. Организация, в частности, предлагала обязать производителей, ввозящих в РФ автомобили для реализации, обеспечить наличие на территории нашей страны складов автозапчастей и сформировать их каталоги — причем на русском языке, обеспечить полную русификацию приборов, меню и инструкций по эксплуатации поставляемых в Россию машин, а также создать курсы по эксплуатации и ремонту ввозимой в страну техники.

В свою очередь Международная Ассоциация Дилеров (МАД), в которую входят дилеры LADA, Haval, Omoda, Chery, Changan и еще нескольких брендов, обратилась к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой повысить ставки — это, на их взгляд поможет бороться с недобросовестными иностранными компаниями-однодневками, которые пытаются продавать в России автомобили, не обеспечивая в дальнейшем долгосрочную гарантию и качественный сервис.

Основная цель повышения утильсбора — заставить иностранных производителей локализовать производства в России. В этом случае автозавод сможет получить компенсационный возврат на утильсбор. Чем выше локализация — тем больше сумма возврата. Импортер же просто заплатит полную сумму утилизационного сбора на ввезенную машину (возврата средств ему не полагается) — и она, естественно, подскочит в цене.

В настоящее время больше всего на российском рынке продается автомобилей бренда Lada. По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам августа на ее долю пришлось 26% от общего объема реализованных машин — 38564 единицы.

С моделями семейств Granta (18832) и Vesta (11288) марка занимает две первые строчки в топ-10 продаж. На следующих четырех позициях обосновались китайские авто — Haval Jolion (8955), Chery Tiggо 7 Pro Мах (8004,) Chery Tiggо 4 Pro (5543), Changan CS55 Plus (4782). Затем идут Lada Niva Travel (3991), Haval M6 (3977), Geely Monjaro (3936) и Lada Niva Legend (3723).

Всего же в августе было продано 148 338 новых легковых автомобилей, что на 35,1% больше, чем в том же месяце 2023-го. В сентябре автомобильный бум продолжился: за первую неделю месяца было реализовано 38,1 тыс. новых легковушек — рекордный результат с апреля.

«Импортеры стремятся успеть ввезти в страну больше автомобилей. В результате на погранпереходах, особенно на переходах „Забайкальск“ и „Благовещенск — Хэйхэ“, образуются пробки из автовозов. Главная задача — успеть ввезти до 1 октября, даже если с оформлением возникнут очереди, расчет будет проведен по прежним ставкам при подаче документов на таможню до 15 октября», — отмечает автоэксперт Вадим Красиков.

Между тем на днях международные информагентства распространили информацию, что Министерство торговли Китая на июльском совещании предупредило местных автопроизводителей об опасности инвестиций в автомобильную отрасль за пределами страны, а также прямо рекомендовало отказаться от развития своих мощностей в России и Турции.

«В данную новость я могу поверить. Скажем честно: выполнение необходимых для получения компенсаций требований о том, чтобы значительное количество автомобильных компонентов производилось на нашей территории, явно расходится с интересами китайский производителей, цель которых загрузить собственные конвейеры. Поэтому, на мой взгляд, максимально на что мы можем рассчитывать — поставки машинокомплектов, с последующей „отверточной сборкой“. Как вы понимаете, существенной компенсации в данном случае не получить, а значит — расходы будут переложены на плечи покупателя. Кроме того, похоже, прикроется и возможность ввозить автомобили, оформленные в странах ЕАЭС», — высказывает мнение Вадим Красиков.

Однако, по словам эксперта, мгновенного роста цен на автомобили не произойдет, кроме того, разные марки будут дорожать не одновременно.

«Крупные продавцы завели машин по старым ценам на два-три месяца, кто-то чтобы не отпугнуть покупателя, будет какое-то время выживать за счет прекращения продаж по всевозможным акциям — и даже, возможно, торговать в убыток. Потом могут повышаться рекомендованные розничные цены. В целом к концу года мы все же увидим рост до 10%. С января ситуация может ухудшиться. Если локализации не произойдет (даже при благоприятном развитии ситуации — этот вопрос быстро не решится), покупатели начнут активнее приобретать продукцию из более дешевого сегмента, отечественную. Но, как мы понимаем, повышенный спрос также вызывает рост цен», — полагает эксперт.

По мнению исполнительного директора РОАД Игоря Чикина, рост цен произойдет уже в октябре — и составит порядка 15%. Еще 15% добавится после Нового года. Рост утильсбора будет сказываться на стоимости новых автомобилей постоянно, и к концу десятилетия они подорожают в два раза.

При этом для физических лиц, которые ввозят автомобиль для личного использования и не собираются продавать его в течение года, ничего не изменится — утильсбор останется на уровне 3,5- 5,2 тысяч рублей. Однако попытка продать машину ранее истечения 12 месяцев после покупки обернется доначислением налога по повышенной ставке.

С 1 октября коммерческий утильсбор для новых легковых автомобилей с двигателями объемом до 1,0 л вырастет с 81 200 до 150 200 рублей, до 2,0 л — с 306 000 до 556 200 рублей, до 3,0 л с 844 800 до 1 562 800 рулей, до 3,5 л — с 970 000 до 974 000 рублей, а свыше 3,5 л — до 2 285 200 рублей.

«Таким образом, в наиболее массовом сегменте легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л, приобретенных для перепродажи, размер „налога“ вырастет на 250 тысяч рублей, а к 2030 году они прибавят к имеющейся цене только за счет утильсбора почти 870 тысяч рублей», — отмечает Вадим Красиков.

Елена Дудина

Подпишитесь