Posted 9 октября, 04:30
Published 9 октября, 04:30
Modified 9 октября, 04:30
Updated 9 октября, 04:30
Спамеры продолжают терроризировать петербуржцев — за лето число атак выросло почти в полтора раза. При этом рост активности злоумышленников отмечают все основные операторы связи, по данным которых, чаще всего нежелательные звонки совершаются с помощью подмены номера. Такой механизм часто применяют для навязывания сомнительных услуг или с мошенническими целями.
На фоне роста числа жалоб граждан, вынужденных заносить в «черные списки своих смартфонов» все большее число спам-номеров (что, впрочем, помогает мало), Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) выступило с законодательной инициативой ввести в нашей стране механизм автоматической блокировки анонимных нежелательных звонков. Напомним, что о том, что такая мера готовится, глава Минцифры Максут Шадаев сообщил в конце апреля этого года.
Контекст. Значительная часть нежелательных звонков приходится на абонентов из Москвы и Петербурга. Наиболее распространенные случаи — реклама медицинских и финансовых услуг, просьба пройти опрос, напоминания коллекторов о непогашенной задолженности, а также звонки от телефонных мошенников. С начала 2023 года общий объем заблокированных нежелательных звонков в Петербурге превысил 57 миллионов минут, это почти 110 лет несостоявшихся разговоров, такие данные газете «Коммерсант» предоставила цифровая экосистема МТС. Минувшим летом на телефоны петербуржцев поступило свыше 50 млн спам-звонков — это в 1,7 раза больше, чем годом ранее, причем пик активности спамеров пришелся на июль.
«В настоящее время проблема массового поступления нежелательных телефонных вызовов абонентам продолжает сохранять актуальность. По имеющимся данным, в среднем за прошедшие семь месяцев 2024 года только крупнейшими операторами подвижной радиотелефонной связи блокировалось порядка 0,5 млрд нежелательных вызовов в месяц», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, разработанному Минцифры.
Только за прошлый месяц Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу привлекло к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе) три крупные компании.
У некоторых мобильных операторов уже есть сервисы, которые позволяют определить, кто совершает обзвон. Однако авторы законодательной инициативы полагают, что такая возможность должна появиться у всех граждан.
«Важно, чтобы эта функция была доступна для всех абонентов на постоянной основе. Такое информирование позволит абонентам отличать полезные звонки от нежелательных», — подчеркивают в Минцифры. Там уверены, что «предлагаемые меры позволят значительно сократить риски телефонного мошенничества, а также защитить граждан от массовых нежелательных звонков».
В опубликованном на этой неделе проекте поправок в федеральный закон «О связи», с которыми ознакомился «РосБалт», говорится, что компании, совершающие звонки абонентам мобильной сети, особенно массового характера, будут обязаны сообщить своему оператору, кто они и зачем звонят.
Эти данные автоматически передадутся от оператора к оператору, и на телефоне абонента определится источник звонка. При этом абонент будет вправе отказаться от массовых вызовов или выбрать только те компании, вызовы от которых он готов принимать.
В случае, если компания не предоставит необходимую информацию, вызов будет блокироваться.
Что касается критериев, по которым звонки будут считаться «массовыми», то их должно будет определить правительство РФ.
Кроме того, в проекте закона содержится норма, согласно которой абоненты получат право подавать жалобы операторам связи на нарушение требований о блокировке спама, которые должны быть рассмотрены «в порядке, установленном правилами оказания услуг связи».
В случае, если эти поправки одобрят Госдума и Совет Федерации, а затем подпишет президент, они вступят в силу 1 сентября 2025 года.
Массовые телефонные вызовы совершаются с различными целями — в том числе для предложения товаров и услуг, а также в противоправных целях. При этом абонент, как правило, не знает, от какого заказчика и с какой целью ему поступает вызов.
«РосБалт» ранее уже рассказывал о том, что в связи с большим количеством жалоб граждан на спам-звонки и SMS, в том числе из-за рубежа с использованием подменных номеров, Федеральная антимонопольная служба России совместно с операторами связи запустила сервис обращений граждан для оперативной блокировки нежелательной рекламы, которая поступает абонентам без их согласия.
Если вы клиент «Билайна», МТС, Tele2, «Мегафона» или Yota, то можете воспользоваться формой для подачи жалобы на спам-рекламу, размещенной на специальном разделе на сайте ФАС.
Михаил Макаров