Posted 22 октября, 13:08
Published 22 октября, 13:08
Modified 22 октября, 13:10
Updated 22 октября, 13:10
Обеление экономики — сегодня одна из приоритетных задач государственной экономической политики. Борьба с теневыми схемами, сокрытием доходов, производством и распространением контрафакта должна вестись не только на федеральном, но и на региональном уровне в целях дальнейшего развития единого экономического пространства, исключения существования территорий, где есть больше возможностей для ведения нелегальной предпринимательской деятельности, ухода от налогов.
Ряд регионов самостоятельно реализуют планы детенизации экономики как общие, так и по отдельным наиболее проблемным отраслям — мелкорозничная торговля, общественное питание, сфера услуг. В их числе следует отметить Дагестан и Ингушетию, добившихся существенных успехов в реализации региональных планов обеления, принимая во внимание, что в регионах Северного Кавказа традиционно существует проблема теневой экономики.
Реализация федеральных проектов в этой сфере также невозможна без участия регионов. Для борьбы с теневой экономикой с 2019 года в России введена государственная система цифровой маркировки «Честный знак». Сегодня она интегрирована с информационными системами 16 органов власти. Особая роль в этом процессе отводится регионам.
С 2015 года работает Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Именно она формирует план и проводит оценку деятельности соответствующих комиссий в субъектах РФ.
Региональные комиссии самостоятельно проводят мониторинговые мероприятия на предмет соблюдения маркировки тех или иных товарных групп. Как правило, в состав региональной комиссии входят представители местной администрации и внутригородского района, Роспотребнадзора, сотрудники МВД, а также представители местных СМИ.
Например, на рынке табака, по данным Минпромторга, территориальные органы Роспотребнадзора в первом квартале 2024 года провели внеплановые контрольные мероприятия в отношении около 1,5 тыс. точек продаж. Это в 2,8 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом эффективность таких проверок составила 95%. Сегодня маркировка охватывает 24 группы товаров, проходят 15 экспериментов.
Представляется важным усиление работы в субъектах РФ в рамках региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Одной из рекомендаций для них является более активное использование механизмов общественного контроля, потенциала субъектов общественного контроля — общественных палат и общественных советов всех уровней. Необходимо формирование нетерпимого отношения граждан к нелегальному обороту продукции — в этой части огромное значение имеет работа на местном и региональном уровне.
На федеральном уровне представляется целесообразным донастраивание системы контрольно-надзорной деятельности с учетом специфики отраслей, в частности, по товарным группам, представляющим угрозу жизни и здоровью людей. И это не только подакцизные товары — алкоголь и табак, — но и, например, строительные материалы, качество которых напрямую связано с безопасностью жилья.
Дополнительное стимулирование регионов к обелению экономики может быть и финансовым. В частности, сейчас активно обсуждается возможность расщепления акциза по табаку, часть которого будет поступать в местные и региональные бюджеты. В июне 2024 года эту идею поручил рассмотреть премьер-министр Михаил Мишустин, ее поддерживают Совет Федерации, Счетная палата РФ, Минпромторг, Минэкономразвития.
Введение туристического налога, поступающего в местные бюджеты, также является примером подобного стимулирования. Региональные власти будут заинтересованы в легализации гостиничного бизнеса, сегодня активно работающего «в темную». Полагаю, первые результаты мы сможем увидеть уже в конце 2025 года.
Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета по экономической политике Государственной думы РФ, председатель Российского союза налогоплательщиков