Posted 20 ноября, 16:04

Published 20 ноября, 16:04

Modified 21 ноября, 07:22

Updated 21 ноября, 07:22

Подводная авария на Балтике грозит обернуться скандалом

Подводная авария на Балтике грозит обернуться скандалом

20 ноября 2024, 16:04
Фото: Cinia.fi.
В ЕС спешат с громкими заявлениями о диверсии и намеками в адрес России.

Власти сразу нескольких стран ЕС выражают крайнее беспокойство насчет очередного резонансного инцидента, связанного с нарушением функционирования подводной инфраструктуры, — почти одновременного повреждения двух важных коммуникационных кабелей, один из которых связывает Финляндию с Германией, а второй — Швецию с Литвой.

Как и в случае с аварией на подводном газопроводе Balticconnector, случившейся чуть больше года назад, после известия о выходе из строя стратегических линий связи на Западе начали кивать в сторону России, намекая, что это очередное проявление «гибридной войны» с ее стороны. Однако затем фокус внимания переместился на сухогруз под флагом КНР, замеченный вблизи места обрыва кабелей. Правда, совсем без «российского следа» даже тут не обошлось — утверждается, что это грузовое судно незадолго до происшествия находилось в порту Усть-Луга в Ленинградской области.

Контекст. Утром 18 ноября финская госкомпания Cinia сообщила об аварии на телекоммуникационном кабеле C-Lion1 длинной 1173 км, который связывает Хельсинки с германским городом Росток. Это единственный финский подводный кабель, который идет напрямую в Центральную Европу, при этом для экономии средств его проложили вдоль трассы газопроводов «Северный поток». Днем позже шведская телекоммуникационная компания Telia заявила о прекращении функционирования второго кабеля, соединяющего шведский остров Готланд с Литвой. В местах повреждений эти кабели находятся примерно в 10 метрах друг от друга.

Напомним, что предыдущим громким происшествием на дне Балтийского моря 8 октября 2023 года стала авария подводного газопровода Balticconnector, проложенного между Финляндией и Эстонией. Еще до выяснения причин случившегося европейские политики тогда также начали выдвигать версии, что к инциденту так или иначе причастна Россия. Дело дошло до обсуждения задействования 5 статьи устава НАТО, которая вводится в ответ на нападение на этот военный альянс, и даже призывов заблокировать России выход в Балтийское море. Однако в ходе расследования появилась другая версия — что непредумышленным виновником аварии стало судно под флагом Гонконга, у которого штормом сорвало якорь.

Первые обвинения: диверсия или терроризм

Прокуратура Швеции во вторник, открывая расследование, квалифицировала обрыв кабелей в Балтийском море как умышленное преступление.

«На данный момент квалификация происшествия — диверсия. Предварительное расследование продолжается и находится на ранней стадии. В настоящее время нет никакой дополнительной информации о расследовании», — сообщил представитель шведского Национального подразделения по борьбе с международной и организованной преступностью Хенрик Седерман.

По информации агентства ТАСС, ВМФ Швеции направили в район обрыва кабелей корабли, имеющие специальное оборудование для проведения подводных и водолазных работ. Они должны собрать необходимую информацию для полиции и прокуратуры.

Генпрокуратура Литвы также открыла предварительное следствие, но уже по статье «терроризм».

«Предстоит установить, был ли кабель поврежден умышленно диверсионными действиями в террористических целях или повреждения возникли по каким-то другим причинам», — говорится в сообщении на сайте ведомства.

Намеки на причастность России

Как отмечает агентство Reuters, европейские чиновники не стали обвинять Москву в уничтожении кабелей напрямую. Однако Германия, Польша и другие страны заявили, что это, скорее всего, был акт саботажа. В это же время вооруженные силы Литвы усилили наблюдение за своими водами.

«Эскалация гибридной деятельности Москвы против стран НАТО и Евросоюза беспрецедентна по своему разнообразию и масштабу, создавая значительные риски для безопасности», — говорится в заявлении министров иностранных дел Франции, Германии, Италии, Польши и Великобритании.

Со своей стороны министр обороны ФРГ Борис Писториус также предположил, что повреждение кабеля C-Lion1, могло произойти в результате диверсии.

«Никто не верит, что этот кабель был разорван случайно. Я не склонен доверять версии, что повреждение произошло из-за того, что этот кабель задел якорь. Поэтому мы вынуждены констатировать, не зная, кто конкретно это сделал, что речь идет о гибридной акции, и вынуждены исходить из того, что речь идет о диверсии», — сказал Писториус журналистам в Брюсселе.

Премьер-министр Дании Метте Фредериксен, по сообщению информационного агентства Ritzau, в среду назвала обрыв кабелей серьезным инцидентом и дала понять, что не удивится, если окажется, что это был преднамеренный акт.

В свою очередь премьер-министр Финляндии Петтери Орпо заявил, что финские власти активизировали свои действия в Балтийском море уже после предыдущих ЧП с трубопроводами. Также он подчеркнул, что расследование все еще продолжается, и время для выводов настанет позже.

Подобная риторика не осталась без внимания со стороны Кремля.

«Это достаточно абсурдно, — не имея никаких оснований, продолжать во всем обвинять Россию. Наверное, это смехотворно, например, на фоне отсутствия какой-либо реакции на диверсионную деятельность Украины в Балтийском море», — отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

По его словам, именно Украина предпочитает заниматься актами саботажа и терроризма на Балтике — имеются в виду взрывы «Северных потоков».

Китайская версия и реакция Пекина

Британская газета Financial Times (FT) со ссылкой на источники сообщила, что Швеция изучает возможную причастность к повреждению подводных кабелей сухогруза Yi Peng 3, зарегистрированного в Китае. Это судно якобы находилось близко к местам повреждения обоих телекоммуникационных кабелей в Балтийском море.

Газета Helsingin Sanomat приводит данные службы Marinetraffic, отлеживающей перемещение кораблей, согласно которым Yi Peng 3 прошло в районе поврежденного кабеля C-Lion1.

Финский общественный вещатель Yle утверждает, что передатчики как минимум четырех кораблей, находившихся в районе аварии, оказались отключены. Одним из них был Yi Peng 3, сигнал которого якобы пропал именно в районе обрыва кабеля.

Yi Peng 3 — 225-метровый грузовой корабль, вошедший в Финский залив из Порт-Саида в Египте. «Судя по всему, в начале ноября он был в России в порту Усть-Луга», — сообщает Yle.

Позже в среду появилось сообщение о том, что Yi Peng 3 сейчас находится в территориальных водах Дании, где его взял под контроль патрульный корабль ВМС этой страны. Также в направлении китайского сухогруза направлен корабль ВМС Норвегии.

Тем временем официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь в среду прокомментировал инцидент с повреждением двух подводных кабелей в Балтийском море.

«Китай всегда выполнял свои обязательства в судоходстве под национальным флагом, и мы требуем от китайских судов строго соблюдать соответствующие законы и правила. Мы также придаем большое значение защите безопасности подводной инфраструктуры», — подчеркнул он.

В то же время Линь Цзянь сказал, что ему неизвестно о причастности китайского судна к инциденту в Балтийском море.

Михаил Макаров

Подпишитесь