Posted 24 декабря 2024, 10:12
Published 24 декабря 2024, 10:12
Modified 24 декабря 2024, 10:14
Updated 24 декабря 2024, 10:14
Трамп пытается замедлить это движение, троцкисты-леваки из демпарти — ускорить. Но в любом случае на выходе им придется предъявить устойчивые модели как экономического, так и социального устройства.
Пресловутый «цифровой концлагерь», который предлагают демократы и глобальные корпорации, — решение временное, так как оно несамодостаточно и нестационарно. Это просто попытка контролировать обстановку, пока ищется решение и создаются предпосылки для перехода к уже стабильной модели.
У Трампа тоже есть решение из разряда «переждать», но оно существенно менее структурировано и достаточно размыто, поэтому оценивать его сложно.
Так или иначе, но прежний мир действительно подходит к концу, он полностью исчерпал свой ресурс. Теперь весь вопрос в том, что будет предложено взамен — и насколько сложным будет переход к этому новому состоянию человечества.
Понятно, что речь идет не обо всем человечестве, а лишь о его малой части: в процессе эволюции всегда лишь небольшая часть прежней системы имеет возможность перейти на новую ступень. В социальных системах то же самое — просто те, кто не сможет осуществить переход, отстанут навсегда и будут приходить в сложившуюся систему на объектные позиции.
В индустриальную эпоху сумели проскочить только четыре страны — Англия, Франция, Германия и США. Россия входила в нее уже на подчиненных ролях, и СССР сумел вырваться из этого круга, предъявив собственную уникальную модель.
Сегодня переход только начинается, и даже пока неясно — куда. Сейчас самое время включаться в эту гонку, предлагая свой проект. Но это слишком оптимистичное предположение с точки зрения качеств российской власти. Так что мы пока обречены повторить сюжет царской России, приходя в уже сложившуюся мировую систему. А вот будет ли повторение с иным проектом, как это получилось у СССР, — неизвестно.
Но это все в будущем. Пока идет накопление признаков краха нынешней системы устройства социальной жизни. И падение значимости среднего класса по сравнению с высшими олигархами — один из наиболее точных маркеров.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик