Posted 3 февраля, 19:57

Published 3 февраля, 19:57

Modified 3 февраля, 19:57

Updated 3 февраля, 19:57

Новые правила реновации Петербурга рассмотрят в Госдуме

Новые правила реновации Петербурга рассмотрят в Госдуме

3 февраля 2025, 19:57
Фото: Пресс-служба Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга.
Среди них — возможность сужать «географию переселения» и страховка от попадания автоматом в программу КРТ.

В середине февраля Госдума рассмотрит поправки петербургского ЗакСа в Жилищный и Градостроительный кодекс, касающиеся расселения «хрущевок».

Официально вопросы реновации регулируются нормами законодательства о комплексном развитии территорий (КРТ). В Петербурге исполнение принятого в 2022 году закона о КРТ после очередной «заморозки» приостановлено до 2026 года.

Документ предполагал включение в реновацию многоквартирных домов, которые признаны аварийными и подлежат сносу или реконструкции. Под снос также попадали типичные «панельки», построенные в период индустриального домостроения в 1957–1970 гг. — при их расположении в кварталах, планируемых под реализацию проектов комплексного развития территории. Впрочем, для последних было предусмотрено исключение из программы КРТ, если за него проголосует не менее трети собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако часть петербуржцев посчитала, что в законе нет необходимых гарантий соблюдения их прав при принятии решений по переселению — их, в частности, не устраивала перспектива получить квартиру на другом конце города. Власти поставили старт программы на паузу — и занялись разработкой поправок в федеральные законодательные акты. Как выяснилось, без этого невозможно скорректировать местные документы в интересах горожан.

Впрочем, первый вариант петербургских поправок был отклонен Госдумой в декабре 2023 года из-за противоречий с федеральным законодательством. В доработанный законопроект депутаты ЗакС включили ряд пунктов, которые должны помочь не только петербургским, но и всем российским переселенцам. В числе нововведений:

— возможность региона определять «географию расселения» (для городов федерального значения);

— право нанимателей жилых помещений принимать решение о входе в программу КРТ наравне с собственниками;

— увеличение продолжительности голосования по вопросам входа в реновацию до 90 дней (сейчас — 60);

— норма, согласно которой в случае непроведения в установленном порядке общего собрания собственников дом не включается в решение о КРТ (сейчас — наоборот);

— право субъекта Федерации обязать предоставлять лицам, нуждающимся в социальном обслуживании, новое жилье, соответствующее критерию близости к объектам соцобеспечения (для городов федерального значения);

— сохранение права горожан, зачисленных в образовательное учреждения, продолжить свое обучение в них — посредством предоставления жилья в микрорайоне проживания (для городов федерального значения).

Однако законопроект уже получил ряд замечаний от уполномоченных парламентских и государственных структур. В частности, правительство РФ в своем отзыве отмечает, что увеличение минимального срока проведения общего собрания собственников не «бьется» с нормативами, принятыми в большинстве субъектов РФ: они предусматривают меньшие сроки.

Кроме того, предложения не включать в программы КРТ дома, где не прошли собрания, по мнению чиновников, «может привести к исключению возможности применения механизма комплексного развития территорий в отношении многоквартирных домов, в которых собственники помещений пассивно относятся к участию в общих собраниях».

Не нашло пока понимания и намерение «увязать» новые места жительства переселенцам с расположением социальных объектов. Как поясняется в документе за подписью заместителя председателя правительства РФ — руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия Григоренко, закон, в которые предлагается внести изменения, не регулирует правоотношения «по предоставлению жилых помещений получателям социальных услуг».

Свои замечания высказали и в комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан. Наделение субъектов правом самостоятельно принимать решения о месте расположения домов для расселения там назвали «недопустимым» и противоречащим действующему п. 3 ч. 7 ст. 32.1 Жилищного кодекса.

Кроме того, комиссия считает необходимым исключить из документа пункт о том, что разница в размере старого и нового жилья до 6 кв. м должна идти в зачет без доплаты. «Указание ограничения „не более шести квадратных метров жилой площади“ является необоснованным, так как указанное предельное значение размера в ЖК РФ установлено для жилых помещений в общежитиях и в маневренном фонде (статья 105 и 106 ЖК РФ)», — поясняется в отзыве.

Впрочем, петербургские парламентарии настроены оптимистично. Они обращают внимание на то, что документ одобрен ответственным комитетом Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

«В заключении комитета обращено внимание на необходимость уточнить некоторые формулировки. Но, как посчитал комитет, эта работа может быть проведена в рамках поправок ко второму чтению», — отметил депутат ЗакС Денис Четырбок, который, как предполагается, и будет представлять проект в нижней палате российского парламента.

Насколько оправдан этот оптимизм, выяснится довольно скоро — по последним данным, рассмотрение законопроекта состоится на пленарном заседании Госдумы18 февраля.

Елена Дудина

Подпишитесь