Posted 24 февраля, 04:00
Published 24 февраля, 04:00
Modified 24 февраля, 04:00
Updated 24 февраля, 04:00
Эстония планирует закрыть госграницу в Нарве 30 апреля. Об этом говорится в проекте приказа правительства балтийской республики. Обещают, что это закрытие будет недолгим. Но опыт последних месяцев и лет показывает, что все временное становится почти сразу постоянным. Все подобные закрытия (вспомните хотя бы Финляндию) сначала были на недели, потом на месяц, а потом «до отдельного решения». Его — решения — разумеется, нет. И оно уже даже не обсуждается.
О проблемах при пересечении пешеходного пограничного пункта пропуска (ПППП — чудесная аббревиатура!) «РосБалт» писал неоднократно. С 1 февраля 2024 года было полностью прекращено движение по «Мосту дружбы», который соединяет Нарву с российским Ивангородом. По сути, это микрорайон плюс частный сектор, который в советские времена был де-факто частью эстонским по прописке, но русским по языку. Движение прекратили по инициативе России, которая затеяла ремонт моста. Обещали завершить все работы к четвертому кварталу 2025 года. Но все происходящее показывает, что никто этот срок в голове не держит: полгода визуально не происходило ровным счетом ничего, сейчас поставили строительные бытовки и демонтировали все, что относилось к пограничным пунктам пропуска с российской стороны. На самом мосту (кроме установки туалета для часами ждущих очереди) никакой работы не ведется.
Проблемы на границе начались в начале мая прошлого года, когда уже «правки» в регламент внесла Эстония — пересекать границу в Нарве можно только с 7 до 23 часов. Пешеходам (а других уже и нет) стоять приходилось порой по 4 — 7 часов. При этом из Эстонии войти и выйти можно было свободно, а вот российский пункт пропуска не справлялся. Тут впору вспомнить школьную задачку про воду, которая вливается и выливается из бассейна, но актуальна она была недолго: 8 августа 2024 года Эстония ввела полный таможенный досмотр выходящих. Досматривают каждую вещь в багаже. Делают это, надо признать, максимально корректно и лояльно. Но именно это и создает очередь уже при выходе из Эстонии.
Выправляться ситуация стала поздней осенью, когда схлынул поток желающих перейти границу. Был предновогодний пик. В январе очереди исчезли с обеих сторон. Полторы недели назад, когда в Финляндии начались зимние школьные каникулы, хлынул новый поток. И теперь выход из Эстонии иногда равен 9 — 10 часам.
В прошлом году, в отдельные выходные мая и июня, Эстония уже закрывала границу. Причем, только на выход. Это решение многих заставало врасплох — в тот момент, когда люди уже оказывались в Нарве.
Теперь о решении объявляют заранее — спрогнозировать поток на «майские» несложно. Пока Эстония объявила, что закроет пункт пропуска на границе с Россией в Нарве с 30 апреля по 2 мая.
«В интересах национальной безопасности и обеспечения общественного порядка с 30 апреля 2025 года по 2 мая 2025 года приостанавливается пересечение государственной границы через пункт пропуска „Нарва-1“ и закрывается пункт пропуска через государственную границу», — говорится в документе.
Согласно проекту, в эти даты департамент полиции и погранохраны Эстонии организует учения «Щит», чтобы отработать действия в ситуациях миграционного давления и разрешения кризисов национальной обороны. Приказ должен вступить в силу с 30 апреля. Официально данный документ пока не опубликован.
Будут ли новые закрытия границы и в какие даты, пока не прогнозируется. Хотя эстонские власти громкие заявления о границе делают регулярно.
Самое интересное, что это лишь проект, и потому никто не внес коррективы в реальную жизнь и планирование: на сайте Lux Express пока еще можно купить билеты на маршрут Таллинн — Санкт-Петербург и обратно с 30 апреля по 2 мая. А вот на другом автобусном сайте — «Эколайнс» — эти даты в данный момент уже недоступны. Тем, кто уже приобрел билет на эти даты, вернут деньги. При этом информации о закрытии другого популярного пункта пропуска — Лухамаа — не поступало. Автобусы продолжат ходить по этому маршруту, пролегающему через Псковскую область.
Рейсы между Санкт-Петербургом и Таллинном организованы единым билетом со стыковкой: от Северной столицы пассажиры едут на автобусе, границу переходят пешком, после чего их подхватывает новый автобус.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве России