Posted 24 февраля, 18:09
Published 24 февраля, 18:09
Modified 24 февраля, 18:13
Updated 24 февраля, 18:13
Так, падение Западной Римской империи привело к Темным векам в Европе, а цивилизационное развитие происходило благодаря сохранению Византийской империи и другим, «незападным» глобалистским проектам — арабскому и османскому.
На наш взгляд, нельзя считать, что сейчас наступило время «системы национальных государств». Скорее, это обострение конкуренции между основными глобалистскими проектами — у всех них сейчас серьезные проблемы:
Обилие глобалистских проектов свидетельствует о том, что крупнейшие государства и союзы видят в них свои перспективы, поскольку даже такие огромные и самодостаточные страны, как США, Россия, Китай или Индия, а также Евросоюз осознают выгоды от глобализации своей торговли, внешнеполитического и экономического влияния. И эти выгоды отнюдь не иллюзорны: встраивание в глобальные проекты Китая, «азиатских тигров», Индии и многих других стран об этом наглядно свидетельствует.
Да, далеко не все государства извлекают из глобализации выгоды, многие становятся объектом эксплуатации, однако это зависит лишь от желания местных элит и их способности отстаивать интересы своих граждан.
Но «окукливаться» и останавливать глобализацию не собирается никто из крупных игроков, да и подавляющего большинства государств вообще: США, несмотря на антиглобалистскую риторику Трампа, лишь пытаются восстановить равновесие затрат и приобретений при сохранении своего влияния в мире и значимого усиления в Западном полушарии; Россия — обеспечить восстановление своей традиционной зоны экономического и политического влияния и вновь получать выгоды от встроенности в мировую экономику; Китай, получивший наибольшие выгоды от глобализации, — сохранить их или хотя бы минимизировать потери; Евросоюз — сохранить свой проект.
Ведь обратные примеры стран, уклоняющихся от глобализации и стремящихся построить замкнутую своими границами экономическую модель, совершенно не блещут результатами, хотя и достигают впечатляющих успехов в некоторых отраслях (в первую очередь — производстве вооружений).
Учитывая все это, представляется, что к нынешней ситуации в мире стоит применять термин не «кризис глобализации», а «кризис существующих моделей глобализации» и «обострение конкуренции между ними».
Поэтому ожидать полной остановки процесса глобализации не стоит — это слишком невероятный сценарий. Главных изменений стоит ожидать лишь от возможного краха одного или нескольких глобалистских проектов, а также достижения определенного равновесия между ними, при котором они смогут договориться о приемлемой модели сосуществования хотя бы на относительно продолжительное время.
Но необходимо понимать, что даже если последнее произойдет, этот промежуток времени не будет слишком долгим, поскольку противоречия разных проектов слишком велики и постоянное их сосуществование невозможно.
Telegram-канал «Поднять перископ!»