Posted 27 февраля, 04:00

Published 27 февраля, 04:00

Modified 6 марта, 10:17

Updated 6 марта, 10:17

Макет вагона поезда «Белый кречет» для ВСМ

Строительству ВСМ Петербург-Москва уточнили график

27 февраля 2025, 04:00
Фото: Владимир Новиков. Пресс-служба мэра и правительства Москвы. Макет вагона поезда «Белый кречет» для ВСМ
Вслед за супермагистралью между двумя столицами разрабатываются другие подобные проекты.

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург ведется быстрее запланированного, при этом курсирующие по ней электропоезда по техническим характеристикам будут превосходить многие импортные аналоги. В частности, аэродинамическая форма первого российского состава с минимальным коэффициентом сопротивления снизит шум и расход энергии.

Как известно, контракт на изготовление, сертификацию и поставку первых двух поездов стоимостью 12 млрд рублей «Российские железные дороги» подписали с компанией «Уральские локомотивы». Всего РЖД инвестирует в проект 46 млрд рублей.

«Строительство ВСМ — знаковое событие для развития российского транспортного комплекса, это один из якорных мегапроектов национального проекта „Эффективная транспортная система“. Запуск магистрали ознаменует собой выход на новый уровень качества пассажирского сообщения в стране, свяжет две крупнейшие агломерации, качественно скажется на росте мобильности населения и повышении связанности территорий. По состоянию на сегодняшний день мы двигаемся в графике, по ряду направлений идем с опережением. Правительство Российской Федерации уделяет этому проекту пристальное внимание, поскольку он выступает пилотным для последующего развития высокоскоростного движения в стране», — рассказал вице-премьер РФ Виталий Савельев по итогам совещания, которое прошло в среду в Верхней Пышме, где базируются «Уральские локомотивы».

В числе перспективных направлений для организации высокоскоростного железнодорожного сообщения называются Москва — Екатеринбург, Москва — Адлер и Москва — Минск. Строительство составов для них также будет организовано на заводе «Уральские локомотивы».

В совещании в Верхней Пышме помимо вице-премьера Савельева приняли участие министр транспорта РФ Роман Старовойт, председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Артем Жога и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

Контекст. Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург предусмотрено проектом транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Магистраль протяженностью 679 км предназначена для пассажирского движения, она пройдет по территории шести регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. В итоге между двумя столицами появится отдельная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия. Целевые показатели проекта предусматривают увеличение пассажиропотока высокоскоростного сообщения между двумя городами с около 5 млн пассажиров до 23 млн к 2030 году.

Как стало известно в декабре прошлого года, поезд для ВСМ назовут «Белый кречет». Он будет состоять из восьми вагонов, планируются четыре класса обслуживания. Скорость движения по трассе будет достигать 360 км/ч.

Предполагается, что после запуска ВСМ время в пути между двумя столицами сократится до 2 часов 15 минут. Это вдвое быстрее, чем сейчас на «Сапсане» и всего на 45 минут дольше, чем летит самолет. В зависимости от расписания, поезда будут делать до 16 остановок. При этом из Москвы до Твери можно будет доехать за 39 минут, до Валдая — за 1 час 15 минут, до Великого Новгорода — за 1 час 41 минуту.

Первые два поезда будут переданы для сертификации, а также тестирования инфраструктуры летом 2027 года, говорится в сообщении пресс-службы правительства РФ, которое приводит ТАСС.

«Ввод скоростной дороги Москва — Санкт Петербург состоится в 2028 году, первые поезда мы должны будем получить и сертифицировать, первые два поезда — это 2027 год и начало 2028 года. И дальше мы уже должны выходить на режим работы ВСМ», — пояснил Виталий Савельев.

Для испытаний высокоскоростного поезда выбран участок дороги Москва — Тверь протяженностью 129 км. Он станет полигоном для отработки используемых технологий. Уже известно, что поезд будет оснащен комплексом машинного зрения, средствами дистанционного управления, устройствами интервального регулирования и цифрового управления. Использование в качестве основного конструктивного материала экструдированного алюминиевого профиля позволит снизить вес поезда. Предусмотрена восьмивагонная компоновка, несколько классов комфорта.

В связи со строительством ВСМ в Северной столице начали изымать квартиры в домах, расположенных по маршруту магистрали. В распоряжении Росжелдора от 10 февраля в списке объектов недвижимости, подлежащих изъятию, значатся 85 наименований. Это квартиры и нежилые помещения в домах, где собственниками указаны физические лица.

Кроме того, как уже сообщал «РосБалт», в начале февраля стали известны расчетные тарифы на проезд ВСМ. Билет на полный маршрут от Санкт-Петербурга до Москвы в 2028 году обойдется в 8,9 тыс. рублей. Пассажиры, следующие из Петербурга в Тверь, будут платить 7,6 тыс. рублей. Поездка до Великого Новгорода обойдется в сумму более 1,8 тыс. рублей.

Михаил Макаров

Подпишитесь