Posted 11 марта, 20:49

Published 11 марта, 20:49

Modified 11 марта, 20:52

Updated 11 марта, 20:52

Самокаты вернулись в Петербург — пока на жестких условиях

Самокаты вернулись в Петербург — пока на жестких условиях

11 марта 2025, 20:49
Фото: АГН «Москва».
В городе на Неве стартовал сезон кикшеринга, горожане снова готовятся к противостоянию.

На улицах Петербурга вновь появились электросамокаты. Операторы начали выставлять технику на парковки еще 5 марта, однако из-за снега и гололеда было решено чуть сдвинуть старт сезона.

Как и в прошлом году, в городе в основном представлена техника трех хорошо известных игроков рынка: компания «МТС Юрент» выставила для аренды в Петербурге и Ленобласти 12 тысяч устройств, «Яндекс Go» — 18 тысяч, Whoosh — 17 тысяч.

Кикшеринговые ксервисы договорились с городским Комитетом по транспорту о том, что одним из главных условий использования самокатов будет хорошая погода. Кататься на них петербуржцы смогут лишь при температуре выше +1 градуса. Ели же на город обрушатся дожди или похолодание (в том числе в утренние или ночные часы), СИМ отключат от системы — арендовать их не получится. Также временный запрет на аренду могут вводить для опасных территорий — возвышенностей и зон у реки.

На период, пока городские улицы как следуют не просохнут, скорость самокатов ограничили 15 км/ч. Кстати, в 175 локациях (в том числе — возле станций метро) такие ограничения действуют постоянно, а еще в семи передвигаться можно лишь со скоростью 10 км/ч. В остальных районах разрешенная скорость составляет 20 км/ч.

Кроме того, по-прежнему нельзя парковать СИМ в центральной части Северной столицы — в Адмиралтейском, Центральном, Василеостровском и Петроградском районах. При этом они остаются разрешенными для транзитного проезда. Фактически это означает, что использовать самокат, чтобы добраться до центра, не получится. Нерадивым пользователям сервиса, которые бросают техсредства в «запретных» зонах, не завершив поездку, будут выставляться штрафы.

В преддверии начала прокатного сезона прошло заседание рабочей группы Комитета по транспорту, посвященное работе сервисов аренды электросамокатов.

«В центре внимания оказались сразу несколько важных тем. Говорили о внедрении обучающих программ в школах и вузах, чтобы пользователи электросамокатов лучше понимали правила безопасного передвижения», — депктат заксобрания Алексей Цивилев. Также, по словам парламентария, обсуждалось возможное введение верификации пользователей через региональный портал «Госуслуги».

Операторы кикшеринга, впрочем, отмечают, что «Госуслуги» — не единственный инструмент, с помощью которого можно проводить идентификацию клиентов. В частности, уже вводится регистрация новых пользователей по банковским ID, что, по мысли операторов, должно пресечь использование СИМ детьми.

Кстати, в Москве сезон самокатов пока не начался. Однако уже известно, что арендовать техсредства будет можно только после прохождения верификации через Mos ID. Для этого потребуется полная учетная запись на портале mos.ru. По сути, это идентификация личности, а штрафы за нарушения будут приходить удаленно на «Госуслуги». Но эксперты по безопасности дорожного движения полагают, что на данных мерах останавливаться не следует — нужно работать над внедрением в систему кикшеринга Москвы Face ID, чтобы пользователей можно было легко идентифицировать по лицу.

Между тем в Минтрансе подготовили проект изменений в ПДД, в соответствии с которыми «пользователь СИМ будет квалифицироваться как водитель транспортного средства и нести соответствующие обязанности и ответственность».

Документ, в частности, предполагает введение в действие дополнительных параметров движения всех средств индивидуальной мобильности (речь идет не только об электросамокатах, но и об электровелосипедах, моноколесах и пр., усиливающих приоритет пешехода.

Если поправки примут, скорость СИМ при сближении с пешеходами ограничат до 10 км/ч. Кроме того, движение средств индивидуальной мобильности в местах возможного внезапного появления пешеходов (арки, углы зданий) станут регулировать жестче, что обеспечит безопасность горожан. Также запретят требовать от пешехода пропустить СИМ, «в том числе путем подачи звукового сигнала».

Впрочем, некоторые эксперты считают, что всех проблем поправки не решат, обращая внимание на необходимость введения механизма контроля.

«Если некому контролировать, никакой правовой регулятивной функции этой норма выполнять не будет», — высказывает мнение юрист Катерина Соловьева.

Новости об открытии в Петербурге сезона кикшеренга в соцсетях встретили неоднозначно. Значительное количество горожан по-прежнему требует убрать СИМ с тротуаров, мотивируя это необходимостью позаботиться о безопасности пешеходов.

С этой точкой зрения согласен и глава ГУМВД по Петербургу и Ленобласти Роман Плугин. По его мнению, в городе необходимо продолжать работу над выделением отдельных полос для пользователей СИМ, а также внедрять технические возможности для фиксации нарушений. В частности, по мнению Плугина, стоит ввести регистрацию СИМ, чтобы распознавать нарушителей с помощью камер, считывающих номера и лица.

Елена Дудина

Подпишитесь