Posted 18 сентября 2007,, 11:01

Published 18 сентября 2007,, 11:01

Modified 2 апреля, 00:47

Updated 2 апреля, 00:47

Квартирный вопрос: Не верь, не бойся, не проси

18 сентября 2007, 11:01
Коренная петербурженка, в прошлом учитель музыки Ольга Петрова лишилась крыши над головой. Решение о выселении вынес суд, признав ее тем не менее добросовестным приобретателем жилья. В этой истории много непостижимых моментов, заставляющих думать, что на ее месте мог оказаться всякий, не слишком поднаторевший в жилищном законодательстве человек.

Коренная петербурженка, в прошлом учитель музыки Ольга Петрова лишилась крыши над головой. Решение о выселении вынес суд, признав ее тем не менее добросовестным приобретателем жилья. В этой истории много непостижимых моментов, заставляющих думать, что на ее месте мог оказаться всякий, не слишком поднаторевший в жилищном законодательстве человек.

Без адреса

Эта история до боли напоминает ту, которая приключилась с одной из героинь известного фильма «Старые клячи». Правда, разница лишь в том, что выселяться ей некуда — квадратных метров нет даже на кладбище.

В октябре 2001 года Ольга Дмитриевна через агентство совершила обмен двух комнат в коммуналке на однокомнатную квартиру на окраине Петербурга с доплатой — 5 тысяч долларов (с деньгами помогла дальняя родственница, у которой сейчас временно проживает пенсионерка). Таким образом, она, казалось бы, законно стала добросовестным приобретателем квартиры в доме 15, корп. 1, на улице Пионерстроя.

Права на наследование квартиры Наталья Редина заявила только спустя пять лет, когда Ольга Петрова уже в ней проживала. Доказывая свое право на эти квадратные метры, Редина обратилась в Красносельский районный суд с иском «о признании права собственности по завещанию, истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении». А затем дополнила исковые требования «включением квартиры в наследственную массу».

Несмотря на то, что в судебном решении от 29 ноября 2006 года подтверждается, что Рединой «действительно был пропущен срок исковой давности для предъявления заявленных требований» по наследству, суд тем не менее признает, что «пропуск срока давности был вызван уважительными причинами». Между тем, по закону, права на наследство должны предъявляться не более чем через 3 года — такое жесткое ограничение содержится в статье 302 Гражданского кодекса.

Внимательно проследим цепь событий. Летом 2001 года Валентин Александрович Сергеев решил приватизировать свою квартиру и завещать ее Наталье Рединой. 23 июля 2001 года оформил на ее имя доверенность для подготовки всех документов и оформление договора приватизации, а также завещание на все имущество в пользу Рединой.

Уже в первых числах августа Редина уехала из города. А буквально через считанные дни — в десятых числах того же месяца, как она утверждала в суде, от соседки по телефону узнала, что 4 августа 2001 года ее добродетель скончался. Как написано в судебном решении, «в конце октября 2001 года входная дверь в спорную квартиру была взломана неизвестными лицами, которые пояснили свои действия тем, что Сергеев произвел мену 24.10.2001 года» — получается, почти через три месяца после собственной смерти.

Дальняя родственница Ольги Дмитриевны, которая в то время помогала Петровой устанавливать новую дверь, утверждает, что никаких взломов не было, поскольку квартира была открыта, то есть в нее мог войти всякий, кто пожелает, — замок отсутствовал.

В конце ноября 2001 года, с подачи Натальи Рединой, было возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий с квартирой Валентина Сергеева.

В ходе расследования милиционеры установили, что в морг труп Сергеева поступил без паспорта, а затем по его паспорту неизвестный «мистер Х» совершил договор мены его квартиры с Ольгой Дмитриевной Петровой, которая ничего не знала о том, что заключила договор мены не с Сергеевым, а с другим человеком. В итоге она осталась вообще без крыши над головой, поскольку представители Фемиды вынесли суровое решение — выселить Ольгу Дмитриевну из квартиры без предоставления какой-либо жилплощади. А именно — никуда, на улицу.

Просьба адвоката Ольги Дмитриевны Петровой о разрыве цепочки обмена и возвращении к исходной стадии (то есть до обмена) была судом отклонена.

У родственницы Петровой — Натальи, семья которой приютила оставшуюся без крыши над головой женщину, и без того хватает проблем, ее дочка имеет инвалидность по зрению. Да и сама Ольга Дмитриевна тоже требует особого ухода: она — инвалид II группы III степени (что по-старому адекватно I группе).

«Все судебные инстанции пройдены, решение осталось без изменения — менялись только официальные бланки. Верховный суд вообще отказался принять жалобу, — разводит руками Наталья. — Особенно поразил отказ в отсрочке исполнения решения. Недавно отправили жалобу в Страсбургский суд. Страшно подумать, сколько брошенных пожилых людей остается на улице. К слову, квартира, которую унаследовала Редина, сейчас выставлена на продажу, а судьба тех двух комнат в коммуналке, из которых Ольга Дмитриевна выселилась, вообще неизвестна: их, судя по всему, уже неоднократно перепродавали…»

Это нужно знать каждому!

Для того чтобы не лишиться собственных квадратных метров, стоит помнить несложные правила. Учтите, мошенники могут использовать: фальшивые паспорта, в том числе когда в украденный паспорт реального собственника вклеивается другая фотография; доверенности на продажу жилья, якобы выданные хозяином; встречается также использование доверенностей, которые выдавались собственником, но были им отменены. Известны случаи купли-продажи по доверенностям умерших лиц — во всех этих ситуациях доверенности юридически недействительны, равно как и сделки, совершенные по таким липовым документам.

Основной способ защиты — личная встреча с продавцом, общение с ним.

Таким образом, отпадет риск заключения сделки по недействительной доверенности: вы сойдетесь с хозяином напрямую. Внимательнее посмотрите паспорт, сверьте с лицом его предъявителя. Если возникают сомнения, можно обратиться в отделение милиции, выдавшее документ: там сохраняются данные о получателе, туда также поступает информация об утрате паспорта (краже, потере). Кстати, владельцы фальшивых документов, как правило, начинают нервничать, услышав о планах покупателя проверить паспорт в милиции.

Для проверки данных о праве собственности делается запрос в соответствующее управление Федеральной регистрационной службы (эта процедура обычно включается риэлторами в процесс проверки «юридической чистоты» квартиры).

Евгения Дылева, специально для ИА «Росбалт-Петербург»

Фото: Вячеслава Макарова

Подробности читайте в завтрашнем номере «Петербургского Часа Пик»