Posted 26 сентября 2007,, 16:52

Published 26 сентября 2007,, 16:52

Modified 2 апреля, 00:41

Updated 2 апреля, 00:41

Кшиштоф Пендерецкий дирижирует "Польским реквиемом" в Петербургской филармонии

26 сентября 2007, 16:52

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 сентября. В Большом зале Петербургской филармонии - премьера «Польского реквиема» для солистов, хора и оркестра, созданного знаменитым польским композитором Кшиштофом Пендерецким. В концерте принимают участие: заслуженный коллектив России оркестр Петербургской филармонии, Камерный хор Смольного собора и Петербургский камерный хор, польские солисты Изабелла Клосиньска (сопрано), Малгожата Панько (меццо-сопрано), Адам Сдуниковски (тенор) и Ромуальд Тесарович (бас).

За пультом - сам Кшиштоф Пендерецкий. Концерт проходит при поддержке Генерального консульства Республики Польша в Санкт-Петербурге, сообщили в пресс-службе Филармонии.

Кшиштоф Пенерецкий окончил Краковскую консерваторию как пианист, а затем - как композитор, в те же годы слушал курс философии, истории искусств и литературы в университете. По окончании обучения (1958) преподавал в различных учебных заведениях, в том числе - в Высших музыкальных школах Эссена (1966 - 1968), Кракова (с 1972 - ректор), в Йельском университете (1973 - 1978). Активно гастролировал по всему миру как дирижер, исполняя наряду с произведениями других авторов собственные сочинения. Как композитор удостоен многих почетных наград: I премия на Конкурсе молодых польских композиторов (1959, “Строфы”, “Излучение”, “Псалмы Давида”), премия ЮНЕСКО (1961, “Измерения времени и тишины”, “Надгробная песнь”), премия Италии (1968, “Dies irae” - памяти жертв Освенцима, “Stabat Mater” для трех смешанных хоров a cappella), премия земли Северный Рейн-Вестфалия и премия Италии (1966, 1967, “Страсти по Луке”). Многочисленными призами отмечены пять симфоний, инструментальные концерты, камерные и вокальные сочинения. В многих театрах мира с успехом ставятся оперы “Ад Лаудона” по Хаксли, “Потерянный рай” по Мильтону, “Черная маска” по Гауптману, “Король Убу” по Жарри.

Пендерецкого по праву называют живым классиком. Он удостоен многих наград - лауреат Национальной премии Польши (1983), премии Лоренцо Прекрасного (1985), премии Грейвмайера Луисвилльского университета (1992), премии Ассоциации промоуторов европейской индустрии и торговли (1998), Музыкальной премии Дуйсбурга (1999), Каннской классической премии “Ныне живущему композитору года” (2000). Кроме того, Пендерецкий является рыцарем ордена Святого Георгия (награжден Большим орденом за особые заслуги от Почетного Ордена ФРГ, 1990), почетным гражданином Вормингтона и Страсбурга, почетным членом Музыкальной академии Дублина, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии изящных искусств. Доктор и профессор многочисленных учебных заведений мира.

Почти все сочинения Пендерецкого записаны на пластинки и CD и входят в репертуар крупнейших музыкантов мира. В 60-е годы имя Кшиштофа Пендерецкого символизировало новаторство в области музыкального языка; его произведения исполнялись в основном на фестивалях современной музыки. В творчестве композитора последних десятилетий наблюдается сближение с традициями XIX века. Сочинения этого периода отмечены смысловой многозначностью, ясностью и прозрачностью стиля.

Музыка Пендерецкого увлекает непосредственной эмоциональностью и стихийной силой. В ней многое построено на ярких контрастах. “Там, где Лютославский оперирует скальпелем, Пендерецкий бьет молотом”, - писал один из польских критиков. Пространственно-временные категории, к которым неизменно обращается Пендерецкий, формируют не только звуковой план музыкальной материи, но и глубокий философский контекст авторского высказывания.