Петербург - все новости
27 сентября 2007, 18:23

"Соль Сванетии" Калатозова помогает понять Кавказ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 сентября. Известный фильм «Соль Сванетии» знаменитого режиссера Михаила Калатозова посмотрят и обсудят сегодня ученые Европейского университета в Петербурге в рамках семинара по визуальной антропологии. Об этом корреспонденту ИА «Росбалт-Петербург» сообщили в ректорате Санкт-Петербургского государственного университета.

Напомним, что документально-поэтический фильм «Соль Сванетии» - одна из лучших работ знаменитого советского режиссера Михаила Калатозова. Фильм смонтирован в 1929 году из незаконченного художественного фильма «Слепая» и видового документального фильма о Сванетии. Тема фильма – жизнь общины, веками отрезанной от мира непроходимыми горами и ледниками. Картина наполнена этнографическими деталями из жизни общины, что, несомненно, помогает современным ученым больше узнать о традиционном укладе кавказских племен, а современникам понять "их нравы".

Отметим, что народный артист СССР М. Колотозов родился 28 декабря 1903 года в Тифлисе. В юности работал водителем, киномехаником, затем монтажером, оператором, сценаристом на Тбилисской киностудии, как сценарист и оператор принимал участие в создании картин «Дело Тариэла Мклавадзе» (реж.И.Перестиани), «Гюлли» (реж.Н.Шенгелая).

В 1928 г. совместно с Н.Гогоберидзе, использовав материалы кинохроники, поставил фильм «Их царство». В 1930 г. дебютировал в самостоятельной режиссуре, поставив, ставший знаменитым во всем мире, фильм «Джим Шуанте» (Соль Сванетии).

После окончания аспирантуры Академии искусствознания в Ленинграде (1937) и короткого периода работы на Тбилисской киностудии, Калатозов был принят режиссером на «Ленфильм», где снял две картины о летчиках – «Мужество» и «Валерий Чкалов». Главный герой второй картины, советский воздушный ас в исполнении актера В.Белокурова, долгие годы был не менее популярен у зрителя, чем Максим из трилогии Козинцева или Чапаев из фильма братьев Васильевых.

С 1943 Калатозов работал на «Мосфильме», был представителем советского кино в Голливуде, в 1945-1946 возглавлял Главк по производству художественных фильмов, в 1946-1948 занимал пост заместителя министра кинематографии СССР.

В период «малокартинья» конца 1940-х – начала 1950-х годов режиссер был отмечен Государственной премией (1951) за фильм «Заговор обреченных» (политический памфлет по одноименной пьесе Н.Вирты), однако его подлинной удачей того времени, вошедшей в «золотой фонд» нашего кино, стала лирическая комедия «Верные друзья» (Большая премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1954), стиль и герои которой имели очевидное сопряжение с влиянием наступающей «оттепели».

Благотворным влиянием «оттепели» был отмечен и главный шедевр Калатозова – новаторская по форме и сути драма о войне «Летят журавли» (Главный приз МКФ в Канне, 1958) Всем своим художественным строем картина трактовала войну, прежде всего как личную трагедию двух молодых, стремящихся к любви и жизни людей.

Вдохновленный успехом этого фильма, Калатозов перенес его изобразительные и драматургические находки в свою следующую картину – «Неотправленное письмо», где главной сюжетной коллизией была гибель группы геологов, отправившихся на поиски месторождения алмазов. За этим фильмом последовала философско-романтическая кинопоэма «Я – Куба».

Последним был фильм «Красная палатка» о спасении полярной экспедиции У.Нобиле. Помимо того, что здесь проявились лучшие черты творческой индивидуальности режиссера (умение создать пафос человеческого подвига, запечатлеть природную стихию), фильм стал одной из самых удачных совместных постановок советских и зарубежных кинематографистов, где играли такие звезды, как Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Питер Финч.

Умер Михаил Константинович Калатозов в Москве 29 марта 1973 года.