Столетие трамвая: Еще не все потеряно!

Самый трамвайный город России празднует 100-летие любимого транспорта петербуржцев. На Васильевском острове сегодня открылся памятник первому питерскому трамваю, а на рельсы встали ретро-вагоны, работавшие в городе на протяжение последнего века.

В честь столетия одного из важнейших видов общественного транспорта северной столицы на Васильевском острове стартовал парад старинных вагонов. Цепочка из более чем двадцати старинных трамваев выстроилась на Среднем проспекте. Вагоны отправились в путь, сразу после прибытия к парадной колонне губернатора города Валентины Матвиенко.

Дореволюционные трамваи двигались медленно, чуть быстрее пешеходов, устрашающе поскрипывая на ходу. Впрочем, недовольных не было – всем это лишь нравилось. В первом вагоне разместились дети, изображавшие юных газетчиков начала 20-го века, призывно машущие бесплатными газетами от ГУП «Электротранс». Губернатор вместе с помощниками разместилась во втором вагоне. Парад проходил под музыку оркестра, едущего на дрезине впереди колонны.

tram1_400

Трамваи доехали до пересечения Среднего проспекта и 15-й линии, где был устроен праздник, посвященный открытию памятника первому электрическому вагону Петербурга, созданному в 1902 году английской фирмой «Бреш». 29 сентября 1907 года из ворот самого первого трамвайного парка на Среднем проспекте, д. 77, на маршрут "Главный штаб - 8-я линия Васильевского острова" вышел именно этот трамвай. Около полугода реставраторы трудились над памятником - первый электрический вагон восстановлен в мельчайших деталях.

"Европейский опыт показывает, что только общественный транспорт может стать реальной альтернативой пробкам. Поэтому во всем мире сегодня наблюдается повышенный интерес к трамваю. Кроме того, это самый экологичный вид транспорта. У нашего петербургского трамвая большое будущее, и масштабные задачи по его развитию нам предстоит решать уже в новом веке", - сказала Валентина Матвиенко на открытии памятника.

tram2_400

"В двадцатом веке на долю Петербурга-Петрограда-Ленинграда выпало множество испытаний. Но даже в самое тяжелое время рядом с горожанами был трамвай. Трамвайное движение в блокадном городе было приостановлено из-за отсутствия электроэнергии всего лишь на четыре месяца, зимой 1941-1942 годов. Уже в апреле 1942-го движение возобновилось. Ленинградцы-петербуржцы всегда будут помнить о подвиге блокадных трамвайщиков - их самоотверженный труд спас тысячи жизней", - сказала губернатор. Она особо отметила, что, несмотря на свой почтенный возраст, трамвай и сегодня остается самым надежным и удобным видом общественного транспорта.

Валентина Матвиенко поблагодарила работников «Электротранса» за самоотверженную работу. «Наш город – самый трамвайный в мире, - заявила она, - в 80-х годах мы даже попали в книгу рекордов Гинесса за самую большую протяженность трамвайных путей». Вековой юбилей трамвая - это праздник для всех петербуржцев, для всего города, для 12-ти тысяч сотрудников Горэлектротранса, - тех, кто каждый день выводит на улицы Петербурга сотни трамваев и обслуживает хозяйство городского электрического транспорта. Но в первую очередь, отметила губернатор, это праздник ветеранов предприятия.

tram3_400

Матвиенко наградила восьмерых заслуженных работников Горэлектротранса Грамотами губернатора Санкт-Петербурга, а также сообщила, что по ее поручению в Комитете по транспорту сейчас оформляется представление ряда сотрудников предприятия к государственным наградам. Грамоты из рук градоначальницы получили слесари, электрики, диспетчеры и водители. Она подчеркнула, что все награжденные ею работники заслуживают также и премии от начальства. Начальство в лице руководителей ГУП «Электротранс» пообещало, что так и сделает.

Со стихотворением о почетной работе вагоновожатого со сцены выступила дошкольница Диана Ковалева. Очевидно, ее выступление очень понравилось Валентине Ивановне, так как та взяла Диану с собой на торжественное разрезание ленточки у памятника трамваю. Вместе с ней же губернатор посетила и увековеченный вагон.

tram4_400

На выходе из трамвая-памятника Матвиенко окружили пенсионерки, которых очень волновал вопрос о будущем трамвайных путей на улице Римского-Корсакова и на Московском проспекте. По их словам, трамвай для большинства пенсионеров – самый близкий и удобный транспорт. Губернатор клятвенно заверила их, что ликвидации трамваев в Петербурге не будет, и они останутся самым важным и нужным городским транспортом. «У правительства Санкт-Петербурга нет никаких планов по сокращению или уничтожению трамваев», - подчеркнула она.

В Петербурге сейчас более 40-ка трамвайных маршрутов. Они связывают районы города, станции метро и жилые кварталы. Матвиенко сообщила, что в этом году из городского бюджета выделена рекордная сумма на ремонт трамвайных путей - полтора миллиарда рублей, отремонтировано сорок километров трасс. Закупается новая техника, обновляется подвижной состав.

Треть из трехсотлетней истории Петербурга связана с трамваем. Для многих он стал не просто видом транспорта. Спаситель для жителей блокадного города, труженик, первым приходящий к жителям кварталов новостроек, один из символов северной столицы. Сегодня петербургскому трамваю был посвящен даже традиционный полуденный выстрел пушки на Петропавловской крепости.

tram5_400

А 30 сентября совершить необычное путешествие во времени и пространстве смогут все горожане, когда по улицам Петербурга состоится пробег трамваев, сообщила пресс-служба администрации губернатора. Колонна проедет по исторической части города: Средний проспект - Тучков мост - Кронверкский проспект - Троицкий мост - Садовая улица до площади Тургенева и обратно. В праздничном пробеге примут участие трамваи разных лет. Это и легендарные вагоны "МС" и "Американка", отработавшие для горожан почти сорок лет, и трамвай ЛМ-57, которому ленинградцы дали прозвище "Стиляга", так как округлые формы его кузова напоминают стиль 1960-х годов. Праздничный пробег - это не только путешествие в прошлое, но и взгляд в будущее. Поэтому вместе с ретро-трамваями на улицы города выйдет и самый современный вагон - ЛВС-2005.

Ретро-трамваи, в которых смогут прокатиться горожане, - это часть экспозиции Музея городского транспорта. Всего в петербургской коллекции более 20 экспонатов, они воссозданы до мельчайших подробностей по фотографиям и чертежам. Реставраторы сохранили каждую мелочь: от урны для билетов, формы поручней и сидений - до рекламы, которая размещалась в то время.

Андрей Зубарев, Юлия Иванова, ИА "Росбалт-Петербург"