Нужны ли будущему герои и мессии?

В Доме книги (Доме Зингера) состоялась презентация книги «Постчеловек: от неандертальца к киборгу». Это сборник очерков и интервью, подготовленных в рамках проекта «Росбалта» Мировые интеллектуалы в Петербурге.

В Доме книги (Доме Зингера) состоялась презентация книги «Постчеловек: от неандертальца к киборгу». Это - сборник очерков и интервью, подготовленных в рамках проекта ИА «Росбалт» Мировые интеллектуалы в Петербурге.

Каким будет человек через 100 лет? И поймем ли мы вообще, что это существо - человек – наш потомок? И продолжит ли кто-то человеческую цивилизацию вообще? Или мы уже близки к глобальному финишу?

Еще двадцать лет назад реклама в метро «Он-лайн знакомства. SMS. Пошли 48 на номер 1998» показалась бы совершенной абракадаброй. Сегодня это - обыденность, и нам уже трудно увидеть в ней что-то удивительное. Можно догадаться, что мир через двадцать лет тоже будет полон нового - непонятного и непредставимого для нас сегодняшних. Тем не менее, ростки этого нового можно разглядеть уже сейчас – если уметь видеть.

Сборник очерков и интервью «Постчеловек: от неандертальца к киборгу» - попытка рассмотреть такие ростки нового. В сборник вошли очерки известных петербургских и московских ученых и писателей, посвященные теме человека будущего, и интервью с зарубежными и российскими участниками проекта ИА «Росбалт» «Мировые интеллектуалы в Петербурге».

Идея проекта заключается в том, что в Петербург приглашаются для выступлений с лекциями крупнейшие мировые интеллектуалы - ученые и общественные деятели из разных стран, задумывающиеся о путях развития человечества и имеющие оригинальный взгляд и на «сегодня», и на «завтра». Первым из них посетил город на Неве индийский писатель, политолог, философ Мувашар Джавед Акбар. И поразил петербургскую аудиторию своим мнением о ядерных испытаниях, проводившихся в тот момент Северной Кореей. «Почему вы против? - недоумевал он. - Они имеют такое же право на ядерную бомбу, как и любой другой народ, режим нераспространения – просто пережиток колониализма».

Не меньше удивил аудиторию и бывший вице-президент Всемирного банка Франсуа Ришар, высказавший надежду, что Россия может стать «новым моральным лидером мира». Как-то изнутри России увидеть такое развитие событий непросто. А вот известный американский ученый Джеймс Розенау полагает, что роль государств все в большей степени будет сходить на нет, а на смену им придут свободные объединения граждан.

Лидер Евроислама - религиозный и общественный деятель профессор Тарик Рамадан - удивил призывом к аудитории, среди которой было немало мусульман, не выставлять напоказ внешние атрибуты принадлежности к исламу, а быть, прежде всего, нравственным образцом для всего общества. От него определенно ждали другого...

Интервью со всеми этими участниками встреч в Петербурге вошли в книгу. А также интервью с академиком Сергеем Инге-Вечтомовым, поделившимся неортодоксальным взглядом на вопрос о генетически модифицированных продуктах и генетических модификациях вообще. И с академиком Абдусаламом Гусейновым, не боящимся высказываться по таким провокационным темам, как мораль и добродетель.

По-разному видят направление движения в будущее и авторы очерков, вошедших в сборник. Психолог Михаил Решетников обращается к парадигме демократии, которая на его взгляд исчерпала себя, по крайней мере, в той форме, в которой ее привыкли воспринимать. Историк и культуролог Андрей Буровский полагает, что впереди нас ожидает целая семья разнообразных модификаций человека современного – с разной морфологией, физиологией и эволюционной судьбой.

Писатель и футуролог Андрей Столяров, также отмечающий «развоплощение» и раздробление интегрального образа человека (когда-то подобия Божьего!), высказывает надежду, что сфера разума интегрирует «все интеллектуальные сущности». Философ Гейдар Джемаль посвятил свой очерк столь неожиданной в наше сверхрациональное время теме героизма. Рассматривая современный «элитарный клуб человечества» как реализовавший претензию на свободу от общества от презренной коллективной судьбы, он отмечает, что клуб нынешней глобальной аристократии «приватизировал» все пути отчуждения от общества, кроме одного – героизма. Он убежден, что «у человечества нет иного шанса, кроме как полагаться на героев». Лишь Герой может освободить Человека от несвободы, которая, по мнению Джемаля, никогда еще не была так тотальна, как в информационном обществе.

Философ и психолог Акоп Назаретян пишет о том, о чем задумываются редко – об общих векторах эволюции человеческого сообщества и о том, куда они могут привести. Надо сказать, что концепция техно-гуманитарного баланса, выдвигаемая автором как один из базовых векторов развития человечества, представляется принципиальным вкладом в осмысление универсальной истории. Психологи Александр Юрьев и Мария Коновалова анализируют феномен глобализации, лишающей человека привычных рамок существования и требующий нового, гораздо более высокого уровня самоорганизации. И обращаются к государству с призывом увидеть: новые условия требуют производства нового человека. А «формирование масс постиндустриальных людей для страны – это самое главное и ответственное производство государства, которое должно быть приравнено к производству вооружений во время Отечественной войны», - уверены психологи. 

Психолог Дмитрий Мокичев анализирует то новое, что несет нам виртуальная реальность. На его взгляд, нам осталось недолго ждать нового – виртуального – мессию, который выступит с манифестом виртуального мира. И, может статься, этот манифест будет не менее известен, чем Нагорная проповедь.

В общем, в книге отражены разные ракурсы взглядов на настоящее, и в соответствии с этим – разные предощущения будущего. Об этом и шла речь во время презентации книги. Впрочем, собравшихся читателей интересовали и более практические вопросы. В частности, «прислушиваются ли власти к советам специалистов по гуманитарным технологиям?» - и совсем утилитарно: «Может ли человек изменить сам себя?». Надо сказать, что мнения разошлись и по первому и по второму вопросу, что, впрочем, и неудивительно: из очерков и интервью очевидно – и на будущее человечества и на природу человека существуют очень разные взгляды.

Татьяна Чеснокова