Posted 14 июля 2008,, 14:52

Published 14 июля 2008,, 14:52

Modified 1 апреля, 21:29

Updated 1 апреля, 21:29

Подопытная дача

14 июля 2008, 14:52
Даче Гаусвальда – советской «кинозвезде» - смертельно не повезло. Новый владелец «сгноил» ее в прямом смысле слова. Сегодня, когда речь идет о сохранении хотя бы подлинного фундамента и башни, хозяева задумали ее приподнять. Специалисты отказались давать гарантии сохранности при очередном опыте над дачей.

Даче Гаусвальда – советской «кинозвезде» - смертельно не повезло. Новый владелец «сгноил» ее в прямом смысле слова. Сегодня, когда речь идет о сохранении хотя бы подлинного фундамента и башни, хозяева задумали особняк приподнять. Специалисты отказались давать гарантии сохранности при очередном опыте над дачей.

Фирма не гарантирует

Члены Совета по сохранению культурного наследия рекомендуют владельцу аварийной дачи Гаусвальда отказаться от идеи приподнять особняк. Председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Вера Дементьева также уверена, что «поднятие обрушит все, башню будет не удержать». По ее словам, даже руководитель фирмы «Геоизол», женщина смелая, отказалась от этой затеи – они не гарантируют ее сохранность. А чтобы убрать сырость из подвалов (для чего и был задуман подъем), нужно делать водоотвод.

Кроме того, эксперты рекомендуют разобрать только деревянную часть постройки, после чего ее воссоздать в первозданном виде. А каменную конструкцию (фундаменты, башню) – отреставрировать.

Дерево приговорили

Дача Гаусвальда на 80% состоит из деревянных конструкций. Согласно экспертизе, проведенной в 2005 году, было установлено, что деревянные конструкции заражены белыми плесневыми грибами, которые не поддаются уничтожению через обработку растворами. Это, якобы, утверждают микологи (специалисты по грибам). Кроме того, отмечается высокое расселение жучков, разносящих споры. В связи с этим, единственный способ борьбы с плесенью – вырезание пораженных участков. Но если пойти на это, то от дачи останется 2-3 метра обрезков древесины. Поэтому эксперты считают, что деревянные конструкции постройки не подлежат реставрации.

По словам члена Совета Михаила Мильчика, деревянную часть строения нужно документально зафиксировать и создать копию.

Знаток модерна - заместитель председателя КГИОП Борис Кириков - не видит трагедии в частичном воссоздании дачи. Он напомнил, что это первая законченная вещь в стиле модерн. Тем не менее, по его мнению, «драматизм ситуации смягчается тем, что мы имеем дело с результатом многочисленных перестроек». А восстановление позволит вернуть постройке первозданный, более совершенный вид.

Тепличные условия

Сознательно или бессознательно, но дачу фактически превратили в теплицу для разведения плесневых грибов – там были созданы идеальные условия для них и гибельные для деревянной части постройки.

После того, как дачу выкупили, на ней почти 14 лет никто не живет. Все это время она простояла неотапливаемая, с протекающей крышей. Влага в помещения также поступает из мокрых подвалов. При этом дом не проветривался, окна были закупорены. В результате такого варварского содержания внешне здание выглядит вполне прилично, а внутри оно все в метастазах белого грибка.

Но члены общественной организации «Живой город» не согласны со смертельным приговором. Они утверждают со ссылкой на биологов, что есть химикаты (группы фунгицидов), способные подавить «белую плесень». По их словам, ни КГИОП, ни Россвязьохранкультура так и не ответили на их запрос по этому поводу, хотя контрольное время на ответ уже истекло.

За камень вцепились

В фундаменте башни отмечаются неравномерные просадки, трещины. Тем не менее, все каменные конструкции при оборудовании системы водоотведения могли бы быть сохранены, считают эксперты.

Борис Кириков тоже убежден, что «за кирпичную часть необходимо держаться». «Ну, не умеем мы делать такой кирпич!» – с досадой заявил он. В качестве наглядного материала чиновник привел особняк Ксешинской.

Михаил Мильчик подчеркнул, что, если фундаменты будут разобраны, объект потеряет статус памятника, так как полное воссоздание – это новодел в чистом виде. «Башню и входную дверь нужно сохранять и реставрировать», - считает он.

По словам Веры Дементьевой, нынешний владелец дачи тоже хотел бы сохранить статус памятника – за это было заплачено.

Путь звезды

Судьба дачи Гаусвальда напоминает стандартную биографию кинозвезды: неаристократическое происхождение - прирожденные данные – успех на сцене – забытая старость. Дача Гаусвальда была построена в 1898 году архитекторами Владимиром Чагиным и Василием Шене. Памятник называют по фамилии его первых владельцев - здание было построено для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд.

В 1918 году в особняке разместили детскую колонию, позднее – санаторий Ленинградского металлического завода. В 1990-х годах дачу купила частная компания. В настоящее время ей владеет ООО «Импульс».

Комплекс, состоящий из четырех зданий, органично вписался в живописную среду Каменного острова. Если дачу медленно обходить, то она игриво меняется, как в калейдоскопе, надолго оставаясь в памяти яркой картинкой.

С такими характерными внешними данными трудно был не стать «артистом». Дачу, которая сама по себе очень напоминает декорацию, нежно полюбил кинематограф. Тут часто снимались фильмы-оперетты, а также приключения Шерлока Холмса.

В постсоветское время у нее появилось множество двойников среди частных особняков, как появляются прически под очередную диву.

Программа SOS

Выселение с Каменного острова социальных объектов (он готовится к великосветской роли. - Прим. автора) происходит под предлогом недостойного содержания зданий. Но почему тогда, если речь идет о катастрофическом содержании памятника, проданного в частные руки, чиновники не ставят вопрос о его изъятии.

Каменный остров заселен множеством оригинальных построек. Специалисты отмечают, что главная их ценность - это архитектурные детали, декор, объемное решение, стилевые признаки. Но здания выполнены из достаточно дешевого, некачественного материала, в частности, дерева.

Михаил Мильчик считает, что Петербург должен принять программу сохранения и спасения памятников деревянной архитектуры.

Ирина Кравцова, Росбалт-Петербург