Posted 21 июля 2008,, 11:30

Published 21 июля 2008,, 11:30

Modified 1 апреля, 21:25

Updated 1 апреля, 21:25

Эрмитаж собрал печи, которые навевают мечты о роскошной жизни

21 июля 2008, 11:30

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 июля. В глубоких подвалах отдела Эрмитажа «Дворец Меншикова» собрана уникальная коллекция европейских переносных чугунных печей в керамическом оформлении. Эти печи расцениваются сегодня как произведения искусства, созданные на рубеже в XIX-XX веков в Германии, Франции, Бельгии и других европейских странах.

Многие из печей навевают мечты о роскошной жизни, поскольку имитируют то дорогие радиоприемники, то, например, бампер автомобиля «Бентли». Некоторые украшены сквозным ажурным орнаментом, покрыты позолотой или цветной эмалью. Некоторые даже носят имена античных богов: Диана, Юпитер, Флора.

Как передает корреспондент ИА «Росбалт-Петербург», первые 14 таких печей заведующий отделом Эрмитажа «Дворец Меншикова» Владимир Мещеряков купил в комиссионном магазине. Позднее 21 печь была подарена Эрмитажу. Так в музее сложилась уникальная коллекция, которая сегодня находится в открытом хранении.

В ближайшей перспективе она будет включена в экспозицию. В дальней перспективе - года через два-три - по словам Владимира Мещерякова, можно будет организовать уникальную выставку, посвященную роли изразцового и печного убранства Петербурга. Организатором такой выставки мог бы стать Эрмитаж вместе с Музеем истории Санкт-Петербурга, Музеем Академии художеств и Музеем Художественно-промышленной академии имени барона Штиглица.

К участию в выставке можно было бы пригласить представителей Общества друзей керамики из Германии и фирмы «АВО» из Финляндии, мастера которой выпускали для Петербурга разнообразную продукцию из керамики.

Особым отделом выставки, возможно, станет коллекция керамического и фарфорового убранства печей и каминов (она насчитывает 55 произведений), собранных в идущих на снос домах современного Петербурга, в частности, на улице Гангутской, Литейном проспекте, канале Грибоедова и других.

По словам Владимира Мещерякова, эта коллекция начала складываться еще по разрешению мэра города Анатолия Собчака и директора Эрмитажа, академика Бориса Пиотровского. В те годы музейщики заранее знали, какой дом будет разрушаться и какой камин они могут забрать на хранение. Каждый спасенный камин оформлялся специальным актом. Сегодня, по мнению Мещерякова, в каждом разрушенном доме пропадает или исчезает неизвестно куда одно-два произведения интерьерного печного убранства старого Петербурга.

Отметим, что обе коллекции были представлены петербургским журналистам в качестве особого подарка во время традиционной акции Эрмитажа и СМИ города, посвященной проводам белых ночей.