Posted 30 августа 2008,, 09:15

Published 30 августа 2008,, 09:15

Modified 1 апреля, 20:52

Updated 1 апреля, 20:52

Между Бахом и шарманщиком

30 августа 2008, 09:15
Отзвучали последние аккорды официальной части Четвертого фестиваля авторской песни «На Соловецких островах». Как никогда обширна была его география. Но звание «лауреат», тем не менее, было присвоено только в одной номинации.

«Между Бахом и шарманщиком кто-то тоже должен быть» (Шухрат Хусаинов)

Отзвучали последние аккорды официальной части Четвертого фестиваля авторской песни «На Соловецких островах». Он начинался с вокзалов, перетекая в поезда, которые везли бардов на архипелаг. Здесь, на Соловках, зарождалась дружба, а слова и ноты складывались в новые песни.

Фестиваль расширяет географию

Организаторами фестиваля выступают: Дирекция Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Санкт-Петербургский клуб авторской песни «Восток», администрация муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» и общественная организация «Соловчане».

На архипелаг съехалось около 220 человек, из которых около 80 – «поющие участники». География была как никогда обширна. Она была представлена 34 городами России, Белоруссии и Украины. На сцену выходили барды из Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Уфы и Казани, Воронежа и Смоленска, Архангельска, Мурманска и Северодвинска, Минска и Одессы.

В самом лучшем положении оказались журналисты – на них не лежала ответственность членов жюри, и они не волновались, как поющие участники фестиваля. У них была возможность беззаботно окунуться в настоящую феерию свободолюбивой бардовской песни, которая в течение недели пропитывала воздух острова. Она была слышна отовсюду – из клуба, конференц-зала, комнат, палаток. Под музыку день переходил в ночь. Кульминацией суток становились ежедневные костры, где авторская песня звучала особенно проникновенно и естественно.

Место обязывает

Фестиваль проходил под девизом «Преображение». Это знаковое событие на Соловецких островах, заявил один из организаторов Валентин Вихорев.

Спекуляции на тему веры, Бога пресекли на корню. «Вера — это тихое интимное дело, кричать о ней на площади недостойно», - считает член жюри Владимир Шемшученко. По его словам, предварительного отбора участников не было - люди сами «делали выводы из того, кто и где проводит фестиваль». Кто не догадался, «тех мягко и жестко поправляли». Организаторы бдительно следили за тем, чтобы на островах не раздавались «фривольные песни».

В этом году фестиваль сопровождали художественная выставка «Портреты бардов» Александра Тимофеева (Санкт-Петербург) и фотовыставка Михаила Деева (Москва).

Самостоятельная тема

Песня, посвященная Соловецким островам, уже сложилась как самостоятельная тема, которая достойна отдельной номинации на фестивале, заявил член жюри фестиваля Виктор Федоров. Самому фестивалю предшествовало появление одноименной песни «На Соловецких островах», которая была написана в 1965 году Валентином Вихоревым и стала «народным» гимном соловчан.

Практически после каждого фестиваля появляются новые стихи о Соловках. Так, в прошлом году этой теме посвятил свою песню «Соловецкая обитель» Михаил Деев (Москва):

Хоть на вид я и беспечен,
Благодарствую за встречу
…Эта боль и эта радость,
Эта легкость, грусть и тягость,
Эта горечь, эта благость,
Это, в сущности, мое.

За чистоту языка

Организаторы фестиваля неоднократно подчеркивали, что во главу угла ставилось слово. Несмотря на обилие талантливых исполнителей, жюри очень строго обошлось с соискателями. Звание «лауреат» было присвоено только в одной номинации из пяти — в номинации «Ансамбль». «Дипломантам оставили шанс стать лауреатами», - пошутил Валентин Вихорев. А затем серьезно добавил: организаторы выставили достаточно высокую планку, «чтобы потом не краснеть».

На дипломы и призы организаторы были более щедрыми. В том числе, они учредили приз за бережное отношение к русскому языку и любовь к народной песне.

Валентин Вихорев сообщил, что отсеяли до трети соискателей, потому что как в музыке, так и словах была некая неряшливость. Вместе с тем, средний уровень исполнения бардовской песни, по его мнению, растет.

Наряду с традиционным конкурсом были организованы творческие мастерские, что позволяет членам жюри ближе и без спешки познакомиться с участниками фестиваля, вместе обсудить плюсы и минусы их творчества. Причем члены жюри высказывались только последними, уже после всех мнений. И в большей степени это было общение, чем прослушивание.

Болезни общества

Владимир Шемшученко отметил, что авторская песня «болеет болезнью общества». «Мы поставили задачу — сохранить бардовскую песню, поставить заслон попсе, возвышать, а не следовать потребностям толпы», - рассказал член жюри.

Валентин Вихорев обратил внимание на то, что есть барды, которые превратили свою песню в ремесло – постоянно гастролируют от одного мероприятия к другому. Это неизбежно приводит к выхолащиванию и усреднению авторской песни, так как выступающие начинают петь на заказ аудитории, жюри. Они не воспитывают аудиторию, а подстраиваются под нее.

По мнению Вихорева, Грушинский фестиваль авторской песни превратился в большое шоу. Там «все выхолощено». Исполнители живут старым багажом - песнями 1960-1970-х годов. А новые песни не приживаются, потому что они, как правило, вторичны - перепевы старых. «У авторов 60-70-х годов было, что сказать, - отметил Валентин Вихорев. - Каждый из них был легко узнаваем. Вы не спутаете Окуджаву и Кима, Высоцкого, Визбора, Городницкого, Клячкина. За их песнями виден человек».

«Диссиденты»

Накануне официального открытия фестиваля, на «распевке», участников фестиваля поздравил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он подчеркнул, что зашел «на огонек» не как чиновник, а по состоянию души. «У Высоцкого есть слова: это важно, какие книжки мы читаем в детстве. Считаю, не менее важным, какие песни мы поем в детстве. И замечательно, что хорошие песни продолжают звучать», - сказал министр.

Директор Соловецкого музея-заповедника Михаил Лопаткин отметил, что в 60-х годах авторская песня стала мощным прорывом в духовной сфере. Мало, кто не был «отравлен» ей. Так было и в 70-х. Для тех, кому сегодня «за сорок», бардовская песня - это культ, она в их крови. Песни у костра - сродни маевкам, потому что они, по сути, являются противоядием от официоза как по форме, так и по содержанию. Эта песня по своему социальному звучанию всегда существует на грани диссидентства.

Организаторов фестиваля радует, что и сегодня не прерывается связь времен - самому молодому участнику исполнилось пять лет, старшему – семьдесят семь.

Ирина Кравцова, Росбалт-Петербург