Posted 30 октября 2008,, 08:23

Published 30 октября 2008,, 08:23

Modified 1 апреля, 20:03

Updated 1 апреля, 20:03

Виртуальный ремонт

30 октября 2008, 08:23
Чиновникам не выгодно экономить на объемах капремонта жилья в рамках городских программ, они экономят на качестве. Финансирование этих работ за счет федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ также вызывает много вопросов.

Сегодня товарищество собственников жилья может отремонтировать свой дом, используя три источника-схемы финансирования: за счет текущего ремонта, в рамках участия в городской адресной программе капремонта и, наконец, за счет региональной программы. В первом случае работы оплачиваются за счет сборов с собственников помещений. Решение об этом принимается на общем собрании. Во втором случае деньги поступают из городской казны. Третий вариант задействует схему софинансирования: 5% расходов должны оплатить собственники помещений, остальные 95% поделить между собой регион и федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Если с первой схемой капремонта все ясно, то вторая — это «черный ящик», а третья и вовсе - «некая виртуальность», заявили председатели ТСЖ на круглом столе в «Росбалте». По их словам, чиновникам не выгодно экономить на объеме работ, они экономят на качестве.

Черный ящик
Городские адресные программы капитального ремонта жилищного фонда являются «черным ящиком» даже для председателей ТСЖ, дома которых участвуют в программе. Такое заявление сделали участники круглого стола.

Так глава правления Ассоциации ЖСК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова рассказала, что председатели жилищных кооперативов не допускаются к реализации городской программы. Им практически невозможно внести изменения в смету работ по их дому. Между тем, в программе нередко предусмотрено то, что дому и не требуется, так как дефектная ведомость составляется без выезда на место. При этом чиновники отказываются идти на снижение объема работ. «Нам это не выгодно», - заявляют они. Никакой экономии при таком подходе нет, подчеркивает Акимова.

«На капитальный ремонт жилищного фонда в рамках городских адресных программ выделяются огромные деньги (например, в прошлом году — 14,8 млрд рублей, - прим. «Росбалта»), а получается какая-то фигня. Деньги уходят непонятно куда», - констатирует она.

По словам Акимовой, существует большая проблема и с выбором подрядчиков работ. Маленькие фирмы, которые, как правило, привлекаются, быстро делают и тут же растворяются. За качество никто не отвечает. Вернее, за его отсутствие.

Это же подтвердил президент Ассоциации ТСЖ Центрального района Владимир Семенов. Он отметил, что в городе отсутствует алгоритм участия ТСЖ в адресных программах, «сметы составляются безобразно — на глазок». «Город не готов к ответственным отношениям с собственниками жилья. Нет механизма реализации прав ТСЖ. Есть только общие фразы ни о чем», - утверждает президент Ассоциации.

Он отметил, что старый жилищный фонд не ремонтировался десятки-сотни лет. Что там делается, многие чиновники даже не представляют. Но как только председатель ТСЖ решается на ремонт исторического здания, тут же появляется масса предписаний из КГИОП, КУГИ. Проблемы создают и собственники (арендаторы) нежилых помещений. «В связи с этим возникает желание объявить дом аварийным. Тогда проще решать проблемы по его ремонту», - рассказал Владимир Семенов.

Начальник Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Денис Шабуров считает, что обвинения в адрес чиновников не обоснованы. Он отметил, что на ТСЖ из городского бюджета выделяется 30% средств, предусмотренных в статье капремонта жилья. При этом, в городе только 10% жилого фонда управляются ТСЖ. То есть, товарищам перепадает даже больше «капитальных» денег, чем другим, доказывает чиновник. А ЖКСы получают больше средств на капремонт лишь потому, что они обслуживают больше домов, утверждает Шабуров.

Сделать прозрачностью городской адресной программы капитального ремонта жилищного фонда не сложно, считает бывший чиновник Жилкома, председатель Совета директоров компании ОАО «Сити-Сервис» Олег Вихтюк. Это выглядит так: специалисты составляют смету и «защищают» ее перед общим собранием собственников жилья. Именно на базе утвержденного членами ТСЖ документа должна составляться адресная программа. Контролировать ее выполнение должен представитель частных собственников и муниципальной собственности, а также управляющий компанией. Это оптимальный вариант.

Виртуальность
Что касается привлечения средств из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, то тут полная разноголосица. Так, Шабуров утверждает, что Петербургу сложнее получить деньги из Фонда, чем другим регионам. По его словам, для их освоения городу необходимо решить «мощный клубок проблем», который не стоит перед другими регионами. В Ленобласти, например, нет жилья, которое является памятником архитектуры.

Именно этим, по словам чиновника, объясняются скромные запросы Петербурга - он попросил у Фонда только 100 млн рублей на 2008 год, опасаясь большее не освоить. Кроме того, закон о Фонде требует проведения кадастровой съемки околодомовых территорий. Это очень большая проблема, утверждает чиновник. Правда, городу удалось договориться с федеральным правительством о том, что достаточно кадастровой съемки только объектов-участников программы.

Проблемой является и получение согласия собственников помещений, дом которых планируется внести в программу, подытожил Шабуров.

По словам Марины Акимовой, с Фондом еще многое не ясно. Так, например, не понятно, кто будет платить за малоимущих. На этот вопрос не смог ответить ничего вразумительного и Шабуров. А это может означать только одно — никто за них платить не будет, и 5% поделят между условно платежеспособными жильцами.

Тем не менее, Смольный планирует до 2012 года получить из Фонда 8 млрд рублей (7 млрд — на капремонт, 1 млрд — на расселение аварийного жилья). Кроме того, в следующем году на капремонт из городской казны будет выделено еще 10 млрд рублей.

Готовь сани летом
Многие участники круглого стола сомневаются, что у города какие-то особенные трудности в получении федеральных средств. Олег Вихтюк напомнил, что по закону бремя ответственности за состояние жилых объектов лежит на собственниках. Тем не менее, государство решило помочь неокрепшим собственникам материально — в виде Фонда. Это очень гуманно со стороны правительства, подчеркнул бывший чиновник.

Он пояснил, что для получения этих денег регионы должны выполнить несколько требований. «Да, нужно вести разъяснительную работу среди населения, но ничего страшного в этом нет. У нас люди нормальные, все как надо понимают», — сказал Вихтюк. Разработать проектно-сметную документацию на ремонт также — подъемная для специалистов работа.

Чтобы заявку на следующий год удовлетворили, нужно уже сегодня начинать работать на нее. Однако в городе таких телодвижений не отмечается, отметил председатель Совета директоров компании ОАО «Сити-Сервис». По его словам, в Ленобласти работа по привлечению средств из Фонда идет гораздо легче, чем в Петербурге.

Известия с фронта
Как стало известно на днях, подготовлен федеральный законопроект о перечислении в Фонд содействия реформированию ЖКХ дополнительно 50 млрд рублей на расселение аварийного жилья. Глава Минрегиона РФ пояснил, что это позволит регионам получить деньги на опережающее расселение ветхого и аварийного жилья.

Согласно новой версии документа, закон о Фонде распространяется на дома, признанные непригодными для проживания до 1 ноября 2008 года (сегодня — до 01.01.2007). Кроме того, упрощены процедуры получения средств, связанные с ТСЖ.

Ирина Кравцова