Posted 18 ноября 2008,, 14:09

Published 18 ноября 2008,, 14:09

Modified 1 апреля, 19:49

Updated 1 апреля, 19:49

Новый русский шоу-бизнес: гламуру вход воспрещен (фото)

18 ноября 2008, 14:09
Российской публике надоело восхищаться красивыми и успешными и захотелось самоутверждения. К такому выводу пришли PR-технологи, моментально начав осваивать новое пространство. На экране белозубых красавиц в нарядах от кутюр все чаще сменяют «замухрышки» в бабушкиных сарафанах.

Российской публике надоело восхищаться красивыми и успешными и захотелось самоутверждения. К такому выводу пришли PR-технологи, моментально начав осваивать новое пространство. В результате на экране белозубых красавиц в нарядах от кутюр все чаще сменяют «замухрышки» в бабушкиных сарафанах.

Последние вмиг становятся популярными. В то время как бывшие школьники, подкладывавшие на стулья сверстникам канцелярские кнопки, теперь с удовольствием получают все те же эмоции, но уже за деньги.

«Только Маша, только победа!»

На прошлой неделе болельщики пермского футбольного клуба «Амкар» бойкотировали все интернет-порталы, имеющие отношение к уральскому футболу. Причина неожиданного бунта фанатов – решение администрации клуба лишить фактическую победительницу конкурса «Мисс Амкар-2008» Марию Малых титула в пользу ее ближайшей преследовательницы. И это несмотря на то, что результат госпожи Малых перевешивал более чем в шесть раз. Организаторы конкурса объяснили это «слишком высокой активностью» коллективного блога ru_football, где наряду с платными СМС-сообщениями можно было проголосовать бесплатно. И присудили девушке звание «Мисс ru_football», фактически признав, что ее победа – всего лишь результат флеш-моба (массовой акции интернет-пользователей для достижения результата).

Впрочем, «злые языки» из числа пермских футбольных фанатов уверены, что такое решение было принято 26-летним голкипером клуба Сергеем Нарубиным. Именно с ним должна отужинать победительница конкурса. Внешность Марии Малых далека от модельных идеалов красоты. На фото, представленном на конкурс, изображена молоденькая девушка с явными проблемами с кожей и нарушенным прикусом. Большая часть шести тысяч поклонников, отдавших свои голоса за Марию Малых, не скрывает, что таким образом они хотели просто пошутить над футболистом.

"Нарубин наверняка рад, что легко отделался", - пишет в комментариях к новости пользователь Victor1979 на одном из информационных серверов, куда теперь перешло обсуждение конкурса. "Машу и Сережу на две недели на Канары, однозначно!" – призывает его собеседник под псевдонимом Диззи. Остальные пользователи продолжают поддерживать обиженную победительницу слоганами «Маша – она наша!» и «Только Маша, только победа!».

Маргинал-шоу

Случай с бешеной популярностью Марии Малых, скорее, показательный. В российском медиа-пространстве последнее время «глянцевых» красавиц все чаще сменяют те, кому в школьные годы посыпали мелом стулья. Юноши со внешностью «заучек» и девушки в дешевых платьях с рынков. Так называемым гламуром и дорогими нарядами теперь мало кого удивишь. Чтобы добиться успеха, сегодня нужно быть не просто эпатажным, а выглядеть хуже большинства. Этот незатейливый феномен некоторые психологи называют «комплекс средней школы».

"Публике надоело восхищаться продуктами индустрии красоты, оставаясь «реальными» - с прыщами, животами и на сомнительной работе, - предполагает психолог Павел Шмелев, - Теперь они предпочитают чувствовать себя на высоте, высмеивая кумиров".

На этой незатейливой психологической игре российские шоумены уже начали зарабатывать деньги. Первым подобным проектом, давшим ошеломляющий результат, стал сериал «Не родись красивой», где главная героиня выглядела как «синий чулок». Пока сериал транслировали в телеэфире, у Кати Пушкаревой появились несколько сотен профайлов на сайтах знакомств, саркастический мультфильм и последовательницы, копирующие чудаковатый и старомодный стиль персонажа. К удивлению авторов, когда в последних сериях фильма девушка вдруг стала современной красавицей, зрителей постигло глубокое разочарование. Часть аудитории сериала в этот момент и вовсе увлеклась просмотром реалити-шоу «Дом-2», где рейтинги популярности возглавляли простоватые участники из российских провинций с явным местным говором и манерами. А по стране со стремительной скоростью начали появляться шутливые фан-клубы сомнительных или давно забытых персонажей: «Церковь Евгения Петросяна», «Движение восхищенных талантом певца и композитора Аркадия Укупника» или «Ценители творчества Константина Крестова». Последний неоднократно возглавлял созданный одной из коммерческих радиостанций «Шит-парад» (в вольном переводе - «парад придурков»).

Некрасивыми не рождаются

Идею «Кати Пушкаревой» российские пиарщики быстро довели до абсурда. Так, через несколько лет обложки глянцевых журналов стала занимать стриптизерша из Караганды с псевдонимом Карина Барби. Эта барышня известна тем, что копирует стиль знаменитой американской куклы в реальной жизни, и в многочисленных интервью рассуждает как анекдотичная блондинка.

При этом «живая кукла», как позиционируют девушку СМИ, упорно не выщипывает брови, делает подчеркнуто неумелый макияж, появляется на публике с растрепанными волосами и не брезгует откровенно дешевыми тканями. В то время, пока участники многочисленных «Карина-капут» движений негодуют по поводу внешнего вида танцовщицы, уже два федеральных телеканала сняли ее в главных ролях многосерийных фильмов. Даже «Первый» частенько привлекает алматинскую Барби в качестве эксперта на «околосказочные» темы вроде «жизнь в розовом свете». Впрочем, девушка до сих пор отрицает наличие собственного стилиста или пиарщика. На ее персональной страничке в сети Интернет даже висит объявление о конкурсе на лучший наряд для выступлений, в котором может участвовать любой желающий.

На этом фоне однозначному маргиналу-самородку – студенту из Подмосковья Николаю Воронову – удалось триумфально начать свой самостоятельный путь на большую сцену. Юноша стал популярным, когда кто-то из бывших одноклассников выложил в Интернет ролик с выпускного, где он пел песни собственного сочинения, аккомпанируя себе на синтезаторе. Видео быстро облетело сервисы со своеобразным глумливым подтекстом. И за несколько недель группа поклонников Николая Воронова перевалила за пять тысяч участников. А главный хит «Белая стрекоза любви», спетый дилетантским мальчиковым вокалом под сомнительного качества музыку, стал воистину популярным. На первом концерте Николая в небольшом московском клубе полторы тысячи человек просто взвыли в овациях, заслышав первые ноты. В поисковой системе Google количество запросов об этом «произведении» уже перевалило за 100 тысяч.

Умом Россию не понять

За границей о таком способе добиться успеха и не слышали. Однако новая волна поп-направления российского медиа вряд ли перевалит «за бугор». Во-первых, преображение главных героинь зарубежных киноаналогов «Не родись красивой» вызывало скорее восхищение у публики. А во-вторых, европейских и американских школьников последние десятилетия занимают другие проблемы, нежели издевательства над сверстниками. Например, во Франции, Германии и Швеции местные учителя и ученики пытаются найти общий язык с детьми эмигрантов из арабских стран. В силу менталитета те не чувствуют уважения к представителям других национальностей. В странах, которые традиционно являются основными ценителями российского современного творчества – Японии и Китае – воспитатели борются с детским суицидом. А в Соединенных Штатах Америки нередки случаи, когда обиженные школьники и вовсе мстят за издевательства при помощи отцовского оружия.

На этом фоне кажется, что «тепличные» российские дети, которых волнует главным образом социальный статус родителей, могут себе позволить высмеивать более робких одноклассников. Чаще за глаза. Чтобы, когда те подрастут, продолжать самоутверждаться, но уже за деньги.

Егор Полетаев