Мариинка-2: А король-то голый!

Заказчику второй сцены Мариинского театра пришлось отказаться от очередной части проекта Доминико Перро. На этот раз – от фасадов. Как оказалось, материализовать их по рисункам французского зодчего невозможно. Уместен вопрос: кому же присудили первую премию в знаменитом конкурсе 2003 года?

Возведение второй сцены для Мариинского театра, в свое время заявленное как серьезный «спектакль», все в большей степени превращается в фарс. Заказчику строительства – Министерству культуры РФ – в очередной раз пришлось отказаться от части проекта Доминико Перро. На этот раз – от фасадов. Как оказалось, материализовать их по рисункам французского зодчего вообще невозможно. Ранее Главгосэкспертиза наложила вето на проект подземной части театрального комплекса, предложенный Перро.

Кризис замахнулся на Мариинку

По данным вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова, возведение подземной части нового театрального комплекса будет закончено в июле 2009 года, а затем начнется монтаж надземной части. Все идет по графику, уверяет высокопоставленный чиновник, главной задачей строителей является сохранение окружающей застройки. Пока опасений нет – приборы не зарегистрировали ни одной новой трещины.

Ранее гендиректор ЗАО «НПО Геореконструкция-фундаментпроект» Алексей Шашкин заявил, что лимит допустимых осадок (2 см) зданий, прилегающих к стройплощадке, исчерпан. Эта осадка произошла еще на стадии закладки свай.

Вахмистров сообщил, что стоимость проекта остается прежней – 9,535 млрд рублей. Если фасады нового здания будут простыми, то, возможно, в эту сумму удастся уложиться. В 2009 году федеральный бюджет выделит на стройку 4 млрд рублей (ранее планировалось 5,5 млрд руб., - прим. «Росбалта).

В условиях кризиса на Мариинке-2 тоже пытаются сэкономить. По словам директора ФГУ «Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (СЗД) Валерия Гутовского, ведется работа над удешевлением смет. В частности, идет перерасчет в связи со снижением цен на стройматериалы. Кроме того, импортное оборудование нового здания театра будет частично заменяться на отечественное (за исключением сценического).

«Сказки Перро»

Напомним, что международный архитектурный конкурс по строительству второй сцены для Мариинского театра в 2003 году выиграл французский архитектор Доменик Перро, предложивший весьма экзотический для Петербурга проект.

kupol_234

С иностранным зодчим был подписан контракт на исполнение функций генерального проектировщика. Однако спустя какое-то время Минкультуры РФ было вынуждено отказаться от его услуг. Но на этот шаг заказчик пошел не сразу.

Первой жертвой неверия в «сказки Перро» стал тогдашний глава СЗД Андрей Кружилин, которого обвинили в несговорчивости и уволили. Опытный строитель еще на стадии согласования проекта пытался доказать мифичность замысла Перро – так в Петербурге строить нельзя, это «вызывающий проект».

Кружилина заменили Валерием Гутовским, но это проект-миф не спасло. Заказчик с трудом, но тоже начал осознавать неладное. «Теперь Перро для нас не архитектор мировой величины, а просто сторона, не выполняющая свои обязательства по контракту», – заявил как-то глава Роскультуры Михаил Швыдкой. В итоге Главгосэкспертиза окончательно отказалась утвердить разработанную Перро документацию (оцененную автором в 11,2 млрд руб.), и в январе 2007 года договор с французским зодчим был расторгнут.

«Степ-даун»

Устранить замечания экспертов поручили ЗАО «НПО «Геореконструкция-фундаментпроект» во главе с Алексеем Шашкиным, который до этого исполнял роль российского административного директора архитектурного бюро Доминика Перро. Первоначальные условия контракта – стоимость не выше $100 млн, окончание строительства не позднее 2008 г. – безнадежно срывались. В июле 2007 года Главгосэкспертиза одобрила доработанный проект, утвердив смету строительства размером 9,5 млрд руб. и отодвинув срок завершения работ на 2009 год.

Однако в апреле 2008 года контракт с «наследником» Перро был разорван. Как заявили в СЗД, «генпроектировщик не способен обеспечить проектирование на должном уровне, не справляется с объемом поставленных задач, что приводит к срывам сроков строительства». По мнению руководства Дирекции, предлагаемые методы и технологии производства работ не гарантируют безопасность окружающей застройки.

mariinka3_427

Весьма странное заявление, если учесть, что после него срок ввода объекта был увеличен еще на год – до конца 2010 года, а подземная часть проекта реализуется по технологии «стена в грунте» с проходкой методом «степ-даун», предложенной как раз вторым генпроектировщиком. И сегодня эта технология преподносится чиновниками как самая надежная.

Третьим генпроектировщиком Маринки-2 становится компания ОАО «КБ высотных и подземных сооружений», созданная, по сообщениям СМИ, всего два года назад – маловатый срок для того, чтобы браться за возведение уникального объекта. Как бы там ни было, перед амбициозными новичками поставили задачу – адаптировать проект, разработанный французским архитектором, к местным грунтам и климату (Минкультуры не может окончательно расстаться со «сказками Перро»). Причем генпроектировщик каждый свой шаг обязан сверять с Научно-техническим консультационным советом, в состав которого вошли ведущие геотехники Санкт-Петербурга и Москвы.

Фасад в стиле «фэнтэзи»

Как уже говорилось, сегодня строительство идет по графику. Но тут всплывает новая загвоздка – заказчик вынужден отказаться и от фасадов Перро! По оценке экспертов, его рисунки совершенно не воспроизводимы в архитектуре. По словам Валерия Гутовского, французскому архитектору предложили переработать фасады, но он проигнорировал эту просьбу и повел себя неадекватно – заявляет журналистам, что ему такого предложения не поступало. Возможно, это всего лишь «трудности перевода»: между российскими чиновниками и иностранными специалистами это бывало не раз.

И здесь уместно вспомнить, что еще во время проведения архитектурного конкурса в 2003 году нашлись «занудные» члены жюри, которые задались вопросом, за счет чего будет держаться купол новой сцены «от Перро» и как его будут мыть? Их коллеги по конкурсной комиссии не придали значения этим простым вопросам. Шесть лет назад общественность горячо и взволнованно обсуждала итоги конкурса, в котором победил именитый иностранец.

Но уже тогда скептически настроенные специалисты называли проект примитивным. По их мнению, французский архитектор попросту скомпоновал необходимые по техзаданию объемы и накрыл эту «горку» прозрачным пакетом, не утруждая себя работой над фасадами. Там нет фасадов как таковых, там нет архитектуры – это чисто механическая сборка, говорили критики. Но то был глас вопиющего в пустыне...

Что же мы имеем сегодня? Ни подземную часть проекта-победителя, ни его фасады воплотить в реальности нельзя. Архитектурный конкурс – это, по сути, конкурс фасадов, и они у Перро оказались мертворожденными. Так кому же в 2003-м присудили первую премию? Архитектору или учителю рисования? Прекрасный сюжет на вечную тему - «А король-то голый!».

Ирина Кравцова

Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru