Posted 24 марта 2009,, 06:11

Published 24 марта 2009,, 06:11

Modified 1 апреля, 18:28

Updated 1 апреля, 18:28

«Неоконченную» симфонию Шуберта продолжили

24 марта 2009, 06:11

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 марта. Юбилейный концерт, посвященный 70-летию композитора Бориса Тищенко, состоится сегодня в 19:00 мск в Малом зале им. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии по адресу Невский пр., д.30. В концерте принимает участие Камерный оркестр Новосибирской филармонии под управлением Алима Шахмаметьева, сообщает пресс-служба Комитета по культуре северной столицы.

Композитор уже давно вынашивал замысел продолжить идеи, заложенные в горячо любимой им «Неоконченной» симфонии Франца Шуберта. По убеждению Тищенко, один из главных аргументов в пользу того, почему Шуберт бросил писать симфонию, состоит в том, что тональный план ее частей (симфония начинается в си-миноре) по всем канонам того времени должен был бы оканчиваться торжественным си-мажором. К сожалению, медных духовых инструментов, которые могли бы играть в си-мажоре, на тот момент в оркестре не существовало. Сегодня же в арсенале композитора существуют, к примеру, современные хроматические валторны, которые могут исполнять любые ноты. И для современного композитора больше нет проблем привязки к конкретной тональности.

В творчестве Шуберта Тищенко видит массу великих свершений и открытий. Для него Шуберт – один из самых значительных музыкантов ушедшей от нас эпохи романтизма. Романтиком в своей симфонии старается быть и сам Борис Иванович.

Две части симфонии Шуберта и три части симфонии Тищенко вместе составляют пятичастный симфонический цикл – именно такая форма симфонии характеризует творчество Тищенко. Он совершенно не стремится подражать Шуберту. Правильнее сказать, что его симфония не оканчивает, а продолжает «Неоконченную» симфонию Шуберта.

Борис Тищенко далек от простой стилизации – он развивает гармонические и ритмические идеи, заложенные в «Неоконченной» симфонии, с использованием современных средств музыкальной выразительности.