Posted 24 марта 2009,, 15:40

Published 24 марта 2009,, 15:40

Modified 1 апреля, 18:28

Updated 1 апреля, 18:28

Кошелек или жизнь

24 марта 2009, 15:40
Поход к врачу ставит человека перед сложным выбором: пойти лечиться без очереди, в удобное время и с максимальным комфортом, но за деньги, или бесплатно, но с массой неудобств. Кроме того, не дает покоя вопрос: действительно ли лечиться даром – даром лечиться?

Поход к врачу ставит человека перед сложным выбором: пойти лечиться без очереди, в удобное время и с максимальным комфортом, но за деньги, или бесплатно, но с массой неудобств. Кроме того, не дает покоя вопрос: действительно ли лечиться даром – даром лечиться?

Еще осенью прошлого года чиновники Росздравнадзора и специалисты ФАС, вдруг вспомнив о Конституции, решили навести порядок в государственных медучреждениях. Сейчас готовится пакет поправок к законодательству о здравоохранении, согласно которым платные услуги в медучреждениях, имеющих государственную поддержку, будут или уничтожены, или значительно сокращены. Тем временем, в ряде регионов страны этот процесс уже запущен.

Эксперты всерьез опасаются, что значительная часть пациентов будет попросту отрезана от медицины, поскольку услуги госполиклиник для большинства работающих граждан станут недоступны из-за нехватки времени и нервов, а предложения коммерческих клиник рядовому пациенту попросту «не потянуть». Компромиссного выхода — возможности оплатить ряд услуг государственного медучреждения по вполне умеренным ценам — пациенты лишатся.

Две одинаковые районные поликлиники Петербурга расположены в двух остановках друг от друга. В одной главврач полностью отказался от внедрения платных услуг, в другой - наоборот. В первой – постоянные очереди, злобный от перенапряжения и маленькой зарплаты персонал, очереди на анализы на неделю вперед и гавкающее: «Прием закончен, кто не успел – глаза раньше продирайте!». Кстати, это слова детского окулиста – чрезвычайно милой женщины, от вида и тона которой дети начинают плакать еще перед дверью кабинета. Во второй ситуация совершенно иная. Здесь весь комплекс услуг, предоставляемых по полисам обязательного медицинского страхования, можно при желании получить за деньги - в послеприемное время врача, с оплатой через кассу согласно прейскуранту. Даже анализы можно сдать тогда, когда удобно и необходимо. Однако оказывается, что эта деятельность на благо людей незаконна.

Согласно Конституции, медицина в России бесплатная, а потому медики, оказывающие в государственном учреждении платные услуги, теоретически, нарушают закон. В 1990-е годы это было вынужденной мерой, позволявшей добыть средства на модернизацию и поддержания медучреждений. Однако в последние годы государство активно финансировало здравоохранение, и негативное отношение ФАС к платным услугам в государственных ЛПУ объяснимо. «Платные услуги сейчас вредны. Они искривляют рынок, поддерживают недобросовестную конкуренцию, развращают врачей», - заявил в интервью журналу «Вестник Росздравнадзора» начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.

«Действительно, подобная практика незаконна, и мы, видимо, будем ее искоренять, - грустно сообщил корреспонденту «Росбалта» начальник отдела медицинского страхования Комитета по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга Михаил Семенов. – Дело в том, что платные услуги госучреждения могут оказывать только в дополнительное время, причем с обязательным исполнением определенных условий: например, для платных пациентов должен быть отдельный вход, оказываться эти услуги должны в изолированном от «бесплатников» помещении, оплата должна производиться через кассу и с выдачей чека. Но, к сожалению, медучреждения часто нарушают эти требования». Поэтому, чтобы избавиться от проблем, проще вообще прекратить брать деньги с пациентов (что и делается во многих медучреждениях).

Чиновник понимает, что такие вынужденные меры, очевидно, будут непопулярны и не всегда полезны как пациентам, так и врачам. Те, кто способен заплатить 200-300 руб. за прием, не жертвуя временем и комфортом, вынуждены будут идти в частные клиники, где услуги еще дороже. А медики лишатся дополнительного заработка. «А что делать? – вздыхает Михаил Семенов. – За последние годы отрасль получала приличное финансирование, медицина начала оживать. По программе ОМС были сделаны сотни уникальных дорогостоящих операций. Сейчас качество лечения не должно пострадать, финансирование на 2009 год по программе ОМС сократилось всего на 1,8 млрд руб., но виды услуг не сокращаются. Но не все удастся сделать так, как планировалось. Например, новое оборудование пока не будем покупать».

Чиновники сейчас раздумывают над другим вариантом: частичным интегрированием ДМС в ОМС. «Коммерческие медучреждения должны участвовать в ОМС, по крайней мере, по основным полям деятельности – первичной и специализированной медпомощи», - считает Семенов. Есть надежда, что, получив бюджетное финансирование, частная клиника будет оказывать эти услуги бесплатно.

Весьма болезненный вопрос – что делать, если медики «разводят на деньги», то есть говорят, что денег по ОМС нет, и надо заплатить, чтобы ускорить процесс. Заместитель начальника отдела по работе с гражданами территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга Геннадий Лопатенков считает, что определить грань между ложью и реальностью трудно, но для этого существуют эксперты страховых компаний и Комитет по здравоохранению, которые должны разобраться во всех случаях «раскрутки на деньги». В любом случае, по словам Лопатенкова, нужно сначала проконсультироваться с несколькими специалистами, а потом уже подписывать договор на оказание платных услуг. Сейчас же самая популярная практика – согласиться на платные услуги (в первую очередь речь идет о стоматологии и гинекологии), а потом потребовать назад деньги, так как, оказывается, то же самое можно было сделать бесплатно.

При этом эксперт утверждает, что в Петербурге совсем немного жалоб на незаконное взимание денежных средств в медицине. «В 2008 году, например, в Санкт-Петербурге было произведено 730 тыс. госпитализаций, 40 млн амбулаторных обращений, - говорит Лопатенков. – При этом за год поступило всего 1700 устных и 568 письменных жалоб по поводу взимания средств за лечение или лекарства».

Сделать бесплатно дорогостоящую операцию – тоже несложно. Более того, эксперты утверждают, что в прошлом году впервые в истории на проведение высокозатратных операций, подлежащих финансированию из госбюджета, началась самая настоящая конкуренция среди медучреждений. «Сейчас бесплатно сделать дорогостоящую операцию реально, - говорит Михаил Семенов. – Да, придется подождать, квоты выделяются в порядке очередности. Как правило, высокозатратные операции - плановые, особой экстренности нет. Но если делать надо срочно, то эти вопросы также решаются».

В любом случае, по словам специалистов, начинать надо со своей поликлиники, затем по восходящей: страховая компания, Комитет по здравоохранению, и далее… если выживешь. Кстати, если при обращении за плановой медицинской помощью (на консультацию, диагностическое исследование или госпитализацию) пациенту предлагают подождать более 14 дней, то сведения о больном должны быть внесены в лист ожидания, контроль за ведением которого осуществляет руководитель медучреждения и Комздрав.

Корреспондент «Росбалта» поинтересовался, а что делать людям, сроки ожидания высокотехнологических услуг у которых давно прошли, а обещанных квот так и нет? Представителям комздрава пришлось согласиться, что такие случаи бывают, а виновата банальная бюрократия: сведения о федеральных квотах Минздрав доводит долго и поздно, поэтому в начале года квоты опаздывают, зато в конце года медучреждениям не справиться с их освоением, сразу такой объем помощи осилить трудно.

Председатель Общества защиты прав потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Галина Козловская сообщила корреспонденту «Росбалта», что граждане элементарно не знают, куда жаловаться на некачественно оказанную платную помощь. Выяснилось, что первая дверь для такого жалобщика – Управление по лицензированию и отдел контроля качества в Комздраве. Эффективность этих подразделений - отдельный вопрос: чиновники не припомнили ни одного случая лишения или хотя бы приостановления лицензии частным клиникам. Впрочем, может, и проблем не было…

Эксперты считают, что минимизировать проблемы платной-бесплатной медицинской помощи можно, повысив правосознание граждан. «Люди тоже должны ориентироваться в своих правах. А то у нас сначала платят, а потом спрашивают», - говорят чиновники.

Кстати, в Петербурге главный правовой акт, расставляющий по полочкам платные и бесплатные услуги – соответствующее распоряжение правительства от 2005 года – официально считается лучшим в России документом на эту тему.

Марина Бойцова