Posted 7 апреля 2009,, 16:23

Published 7 апреля 2009,, 16:23

Modified 1 апреля, 18:19

Updated 1 апреля, 18:19

Веселые автобусы, серьезные водители

7 апреля 2009, 16:23
С 2011 года водители и кондукторы петербургского наземного транспорта наденут галстуки. Новые правила, разработанные Комитетом по транспорту, призваны повысить не только безопасность движения, но и имидж обслуживающего персонала.

Петербург готовит революционные изменения в обслуживании пассажиров городского наземного транспорта. Причем председатель Комитета по транспорту Александр Кадыров призвал частных перевозчиков активно поучаствовать в разработке новых правил игры. «В первую очередь, вы должны быть в них заинтересованы. Вас во всех смертных грехах обвиняют: непонятно, кого набираете, машины чуть живые. Вам нужно избавляться от такого имиджа», - обратился он к перевозчикам. Однако предложений прозвучало мало, в основном – критика. Собственный имидж частников, похоже, особо не заботит. Между тем, его придется сменить – к водителям, подвижному составу, а также руководству будут предъявлены более строгие требования.

С 2011 года город отказывается от деления маршрутов пассажирского наземного транспорта на социальный и коммерческий транспорт – будет единая сеть, тариф и требования к «игрокам». Предполагается, что конкурсное распределение маршрутов будет осуществляться только для частников - им отдается 72% рынка. Оставшиеся 28% будут обслуживаться госпредприятиями. Как пояснил Кадыров, чиновники идут на это сознательно – чтобы не было соблазна и обвинений в подыгрывании госпредприятиям.

Всего на маршрутах будет курсировать 4000 автобусов средней и большой вместимости: 1109 — СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и 2891 — частные перевозчики. Причем «Газели» из списков вычеркнуты. Конкурсная комиссия будет учитывать уровень организации работы в целом – обеспечение безопасности дорожного движения, охрану труда и окружающей среды.

Новые правила требуют «обеспечить уровень средней зарплаты водителей и кондукторов... не ниже среднеотраслевого уровня». Как пояснил начальник отдела организации пассажирских перевозчиков КТ Кирилл Петренко, это прописано для того, чтобы уйти от двойных стандартов. По данным налоговой инспекции, сегодня зарплата водителей на соцмаршрутах составляет 24 тыс. руб., коммерческих — 4 тыс. Руководители маршруток утверждают, что они платят по 10-15 тыс.

Главе компании необходимо иметь высшее профильное образование либо спецподготовку. «Руководитель организации несет персональную ответственность за безопасность дорожного движения», - отметил Кадыров, подчеркнув, что это чрезвычайно важный пункт - на замов и замов замов ответственность не «размазывается». Такая постановка вопроса не понравилась начальникам - они стали не очень внятно роптать. Их поддержал депутат Игорь Риммер. Мол, бывают случаи... Председатель КТ пресек эти разговоры на корню. По его мнению, если водитель допустил аварию по причине круглосуточной работы (чаще всего так и происходит) — виноват руководитель. Аналогичный подход будет в случае использования «некондиционных» машин.

Повышаются требования к водителям. Они должны иметь опыт работы по категории «Д» на территории России не менее 3 лет, либо пройти переподготовку в Петербурге.Им также придется периодически проходить медобследование на предмет употребления наркотиков и психотропных средств. Для иностранцев необходимо подтвердить подлинность водительского удостоверения запросом через МВД и продемонстрировать знание русского языка.

Не будет приветствоваться курение за рулем, разговоры по мобильному телефону во время движения, сбор платы за проезд водителем – все, что снижает безопасность движения.

Требования к подвижному составу в основном касаются вновь приобретаемых машин: низкий пол, год выпуска — не ранее 2005 года, не более 8 лет работы и 1 млн км пробега, экологическая безопасность не ниже евро 2-3. Оснащение автобусов подтягивается к европейскому уровню. Салон должен быть оборудован сидениями для провозки детских и инвалидных колясок, аппарелями, а также системой ограничения скорости, автоматизированного контроля и видеокамерой в кабине водителя с видеорегистратором по направлению движения. Не забыли про комфорт - использование пластиковых сидений допускается только со вставками из ткани, кожзама.

Кроме того, будет унифицирован внешний вид - как водителей и кондукторов, так и автобусов. Первых облачат в фирменную одежду с персональными данными. Как пояснил Кадыров, форма будет не от Юдашкина, но галстук - подразумевается. Автобусы тоже оживят насыщенным и светлым зеленым цветом, золотисто-желтым. Это не окончательный вариант - последнее слово остается за главным художником города. Будет упорядочена реклама – никаких вызывающих картинок. По словам Кадырова, пассажир должен издали видеть — идет городской транспорт.

Подробно оговаривается применение штрафных санкций. Глава КТ подчеркнул, что главная задача - наказание нерадивых перевозчиков, а не пополнение бюджета. При авариях с тяжелыми последствиями маршрут будет передаваться через конкурс другому перевозчику. В частности, штрафы предусмотрены за нарушение порядка реализации билетов. Кадыров призвал СМИ растолковать людям, что наличие проездного билета — это возможность предъявить претензии водителю по поводу некачественного обслуживания. За поборы с водителей на чиновников будут заводиться уголовные дела, пообещал он.

После подробнейшего, но несколько одностороннего обсуждения новых правил обслуживания перешли к ключевому моменту – формуле подсчета конкурсных баллов. Она по-прежнему оказалась весьма простой - главным требованием к победителю остается минимум потребностей в госдотациях. Новые правила извоза остались на вторых ролях.

Планируется, что объем субсидирования транспортного комплекса составит 8 млрд руб. Конкурс будет проведен в конце 2009 года: в сентябре — объявление, в ноябре — вскрытие конвертов, в декабре - подведение итогов. Еще год (2010-й) дается перевозчикам на адаптацию к новым условиям.

Ирина Кравцова