Posted 30 апреля 2009,, 20:16

Published 30 апреля 2009,, 20:16

Modified 1 апреля, 18:05

Updated 1 апреля, 18:05

Профсоюзы спасут от бунта

30 апреля 2009, 20:16
На смену старым профсоюзам советского образца приходят новые, действительно готовые защищать права трудящихся. Власть не препятствует, видя в них средство минимизации растущих протестных настроений.

В первомайской демонстрации примут участие представители 42 отраслевых профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленобласти. Об этом заявил председатель Федерации независимых профсоюзов Петербурга и Ленинградской области Владимир Дербин. По его словам, в условиях кризиса первомайская акция профсоюзов будет проводиться "как день солидарности - без воздушных шаров, флажков и популярной музыки", под лозунгами "За социальную справедливость" и "Работа! Зарплата! Достойная жизнь!". Федерация независимых профсоюзов разрешила участникам шествия, помимо официальных лозунгов, нести и свои - при условии, что они не будут носить экстремистский характер.

В целом, по прогнозу Дербина, профсоюзам удастся привлечь в ряды первомайской колонны свыше 5 тысяч человек. И у этого прогноза есть все основания сбыться, поскольку протестные настроения растут как в целом по стране, так и по Северо-Западному региону.

В частности, по последним данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), уже 33% россиян считают вполне возможными массовые «кризисные» выступления в своем населенном пункте. Причем только за март доля таких респондентов выросла на 4%. В Петербурге возможность массовых выступлений допускают 53% горожан.

Готовы поддержать акции протеста 25% россиян (по данным «Левада-центра» - 26%), а доля не намеренных участвовать в выступлениях продолжает неуклонно снижаться: с 70% в январе, до 66% в феврале и 64% - в марте.

Основные причины роста недовольства - снижение реальных зарплат и увольнения. Общее число зарегистрированных безработных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сегодня составляет 27 тыс. человек (около 1% трудоспособного населения). В то же время, на учет службы занятости города и области еженедельно встают от 500 до 800 человек.

По оценке Дербина, от кризиса пострадало более 100 предприятий города и области с действующими профсоюзными организациями. Из них сокращение штатов провели 62, еще 50 перешли на режим неполного рабочего времени, 29 предприятий уменьшают размер заработной платы. Число уволенных по городу достигло 2300 человек, по области - 4300 человек. И это - еще не предел. Например, уведомление о возможном сокращении в течении двух-трех месяцев получили свыше тысячи работников ОАО «Кировский завод».

«К лету мы будем иметь ситуацию чрезвычайную», - констатировал Дербин. Скорее всего, протестные настроения будут набирать силу, что чревато массовыми беспорядками. В такой ситуации даже «карманные» профсоюзы, ранее занимавшиеся только распределением путевок, стремительно «левеют». Параллельно возникают новые свободные профсоюзы, четко ориентированные на защиту прав работников. По оценке замдиректора Института «Коллективное действие» Андрея Демидова, с начала года количество первичных профсоюзных организаций на российских предприятиях увеличилось на 15-20%. О своих профсоюзных ячейках задумываются даже сотрудники «ВымпелКома» и «МегаФона».

Новые профсоюзные лидеры заметно активизируются. «Когда мы достигли лучших условий абсолютно во всем автомобильном секторе, то на всех переговорах нам просто поставили глухой потолок. Все! У вас лучшие условия, куда вы трепыхаетесь? Логично же со стороны работодателя?» - сообщил в одном из интервью председатель профкома завода «Форд», сопредседатель Межрегионального профсоюза автомобильных работников (МПРА) Алексей Этманов. По его словам, это привело к необходимости «подтягивать до своего уровня всех рабочих, все заводы автомобильной сферы». А по словам члена профкома завода «Форд» Александра Астафьева, обращения в их профсоюз с просьбами поделиться опытом идут «практически постоянно».

Правда, большинство россиян не готовы защищать свои трудовые права с помощью забастовок. На начало года эксперты исследовательской компании «Циркон» оценивали данную группу работоспособного населения всего в 4%. «Россияне прибегают к забастовкам или иным актам коллективного протеста в крайнем случае как в силу сложившейся политической культуры, так и потому, что не доверяют профсоюзам, которые могли бы возглавить подобного рода акции», - отметил гендиректор «Циркона» Игорь Задорин.

По данным Росстата, в 2008 году в России забастовки прошли лишь в 4-х организациях, в них участвовали 1900 человек. За этот же период работодатели подали 87 исков о признании забастовок незаконными (удовлетворено было меньшинство).

А это значит, что, соглашаясь в марте участвовать в акциях протеста, россияне преимущественно подразумевают стихийные акции. А значит, есть смысл вспомнить про «русский бунт - бессмысленный и беспощадный». Власть учитывает вероятность такого развития событий и вооружает милицию.

Впрочем, в верхах растет понимание, что ситуацию можно направить в более конструктивное русло. Например, с помощью тех же профсоюзов. Демонстрацией таких намерений можно назвать мартовскую встречу премьер-министра Владимира Путина с представителями двадцати крупнейших профсоюзов, в рамках которой обсуждался антикризисный план правительства.

Есть и более конкретные шаги по усилению роли профсоюзов. «Выявлен ряд случаев, когда компании реально обладали средствами, но при этом предпочитали не платить зарплату, используя кризис как предлог. Необходимо расширить право профсоюзов на информацию в части финансово-экономического положения предприятий», - отмечал заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Госдумы Олег Шеин.

По его словам, в настоящее время готовится несколько законопроектов, усиливающих роль профсоюзов. Среди них – поправка в Трудовой Кодекс. «Сейчас, чтобы вести переговоры с работодателями, профсоюз должен иметь в своем составе не менее 50% работников. Мы предлагаем это ограничение убрать, - заявил Шеин. - Кроме того, мы предлагаем изменить нормы Процессуального Кодекса и предоставить право работникам защищать свои права не по месту регистрации предприятия, которое может быть зарегистрировано за тысячи километров, а непосредственно там, где находится производство и работают люди».

Игорь Чубаха