Posted 13 мая 2009,, 16:00

Published 13 мая 2009,, 16:00

Modified 1 апреля, 17:59

Updated 1 апреля, 17:59

«Охта центр» подвели под статью

13 мая 2009, 16:00
В устье реки Охта нельзя на законном основании построить небоскреб - 395-метровый офис ОАО «Газпром». С самого начала реализации проекта его сопровождает поток массированной дезинформации. Что подпадает, как минимум, под статью федерального закона о рекламе.

В устье реки Охта нельзя на законном основании построить небоскреб - 395-метровый офис ОАО «Газпром». К такому выводу пришли участники общественной экспертизы. По их словам, с самого начала реализации этого проекта его сопровождает поток массированной дезинформации. Что подпадает, как минимум, под статью федерального закона о рекламе. Ряды "антикукурузовцев" ширятся и сплачиваются.

«Росбалт» совместно с ВООПИиК провел общественную экспертизу проекта строительства «Охта центра». В ней приняли участие члены ВООПИиК, первый вице-президент Санкт-Петербургского отделения Союза архитекторов РФ Олег Романов; член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член Совета по сохранению культурного наследия при городском правительстве Юрий Курбатов; директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов, депутаты Законодательного собрания Петербурга Сергей Малков и Алексей Ковалев; историк, главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин; народный артист СССР Олег Басилашвили; президент Международного общества спасения русских памятников и ландшафтов Аркадий Небольсин. Представители ОАО «Общественно-деловой центр «Охта» и чиновники отказались участвовать в открытом диалоге.

Как сообщил Александр Карпов, в устье реки Охта - месте предполагаемого возведения 395-метрового офиса «Газпрома» - нет законных оснований для превышения высотного регламента (сегодня там можно строить не выше 100 метров). Градостроительный кодекс РФ (п. 1 ст. 40) позволяет превысить регламент при наличии объективных проблем с застройкой – из-за крутого склона, опасности развития эрозии грунтов, чрезмерной витиеватости формы участка и т.д. При этом «дефекты» участка берутся в зачет лишь в тех случаях, когда там физически невозможно построить здание с нормативными параметрами.

«Ничего подобного в устье реки Охта нет», - заявил директор ЭКОМ. Застройщик в качестве обоснования отклонения выдвигает чисто идеологические причины - создание точки отсчета новой истории, выражающей будущую роль России в обустройстве мира. Это ну никак нельзя считать «дефектами» земельного участка. Не говоря о сомнительности самой формулировки. Сделаны неуклюжие попытки подтянуть сюда же национальную идею. По версии застройщика, «в 1301 году новгородцы построили на берегах Невы при впадении Охты свой город Ниен». Почему славяне вдруг назвали «свой город» по-шведски, непонятно. С историей у застройщика, похоже, тоже нелады.

Эксперт делает вывод - если члены Комиссии по землепользованию и застройке или губернатор подпишутся под превышением высотного регламента, они нарушат Градкодекс.

По словам Александра Кононова, для «закрытия» вопроса о строительстве небоскреба в устье реки Охта достаточно петербургского закона об охранных зонах памятников культуры. Нахождение территории застройки в зоне ЗРЗ 2-1 накладывает серьезные ограничения - новострой не должен вторгаться в исторические панорамы открытых пространств: площадей, набережных, акваторий, улиц, а также нарушать охраняемые виды исторических ансамблей. Между тем, как показала общественная экспертиза, виртуальный силуэт высотки практически повсеместно активно вмешивается в пейзаж главного городского пространства.

Алексей Ковалев обращает внимание на то, что устье реки Охта входит в объединенную охранную зону ЮНЕСКО, строить там небоскреб недопустимо с точки зрения международного права. Так что возведение «газоскреба» противозаконно по многим статьям как российского, так и международного права.

Эксперты также обращают внимание на то, что материалы, представленные на выставке в преддверии публичных слушаний, не соответствуют действительности. Так, в заблуждение вводят фотографии, призванные продемонстрировать влияние будущего небоскреба на исторические панорамы. По расчетам Карпова, «по всем представленным фотографиям масштаб небоскреба занижен как минимум в 1,5 раза».

Как заявил сопредседатель президиума Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК, член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Александр Марголис, проект строительства небоскреба изначально сопровождает «массированный поток дезинформации». При любой попытке обсудить проект с чиновниками, горожанам заявляют - проекта еще нет, а, значит, и говорить не о чем.

Между тем на стройплощадке уже вовсю идет формирование котлована. За все годы «возни» вокруг проекта-фантома на него списаны несколько миллиардов рублей, включая бюджетных. И этот факт почему-то не интригует правоохранительные органы. В конце марта текущего года Смольный в условиях повышенной конспирации утвердил проект планировки территории. Как в известной детской считалке («да» и «нет» не говорить...), на заседании правительства название проекта не упоминалось. В материалах первых публичных слушаний, посвященных временному регламенту застройки, вопрос о высотном регламенте нигде не упоминался, что является нарушением Градкодекса.

Эксперты подчеркнули, что «Газпром» создает прецедент опасный не только для Петербурга, но и для всей России. Это фундаментальная заявка на новый Петербург, которая разорвет связь времен. Г-н Миллер в своих интервью, по сути, заявляет: плевать я хотел на ваши законы, отмечает Марголис. «Мы должны все вместе противостоять этому вызову», - призвал эксперт.

По словам Олега Романова, за проектом «с ужасом следит» вся архитектурная общественность России — если он будет реализован по-миллеровски, начнется градостроительный беспредел везде.

Нельзя допустить это архитектурное самодурство, заявил Яков Гордин. Он сообщил, что деятели культуры - авторы открытого письма к главе «Газпрома» так и не получили ответа на вопрос — а почему нужно строить небоскреб именно в устье реки Охты? «Да и какой может быть вразумительный ответ, кроме «мне так хочется», заметил историк.

«Есть злая воля, которая желает себя увековечить именно на этом месте», - так ответил на этот вопрос инициатор обращения Олег Басилашвили. По его мнению, строить в историческом центре - это то же самое, что дописывать или переписать картины всемирно известных художников. Историческое пространство Петербурга само по себе — это шедевр. Именно оно влечет сюда тысячи туристов со всего мира. Увы, отсутствие внутренней культуры, исторической памяти у нашего руководства разрушают его.

Аркадий Небольсин также призывает «не допустить разрушения истории, красоты» по чьей-то прихоти. «Давайте все вместе бороться за петербургское небо, его небесную линию», - сказал зарубежный искусствовед.

Он рассказал, что русские иммигранты первой волны («белая волна» во время революции) неоднократно обращались к министру культуры РФ, президенту страны, выражая свое беспокойство по поводу строительства в Петербурге высотного офиса компании «Газпром». И в течение трех лет им отвечают - «эксперты изучают этот вопрос». «Что, в России большая проблема с экспертами?» - задается вопросом Небольсин. «У меня сюрреалистическое чувство от происходящего. Наше письмо к Путину г-жа Дементьева (глава КГИОП) получает через два года — какой-то медленный танец», - сказал он.

По мнению Марголиса, тут нет «никакого сюра». Зачинщики изначально озвучили свои планы — Петербургу нужны новые символы. Ангела на шпиле Петропавловского собора (Александрийского столпа), Медный всадник — всю эту «архаику» новые хозяева жизни предлагают сдать в архив. Вместо этого — главный офис «Газпрома». Но при чем тут Петербург, недоумевает эксперт. По прогнозам геологов, на берегах Невы нефтяных залежей не предвидится — так что даже «на вырост» символ не в тему.

Романов сообщил, что петербургское отделение Союза архитекторов России готово противостоять «Охта центру», но оспаривать в суде дезинформацию «Газпрома» по проекту — нет, так как отсутствует законная методика анализа влияния объекта на историческую застройку. Однако директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов считает, что на «Газпром» можно подать в суд по линии закона о рекламе. Не говоря уже о нарушении конституционных прав граждан на информацию.

Противостояние «архитектурному самодурству» сплачивает горожан. На днях оппозиция приняла решение объединиться. В протестную коалицию под условным названием "Антикукуруза" вошли представители "Яблока", ДГИ, ОГФ, КПРФ, КЕД, АКМ, РКРП, Левого фронта, движения "Солидарность", "Охтинской дуги", РОО "Полюстрово". Депутат Сергей Малков обратился к прокурору Петербурга Сергею Зайцеву с просьбой провести проверку законности проведения публичных слушаний.

Ирина Кравцова