Posted 6 июня 2009,, 10:58

Published 6 июня 2009,, 10:58

Modified 1 апреля, 17:45

Updated 1 апреля, 17:45

«Наше все» нуждается в защите

6 июня 2009, 10:58
Депутаты Госдумы Российской Федерации вспомнили о том, что "Пушкин – наше все!" и проинспектировали в Гатчинском районе Ленинградской области исторические места, связанные с именем великого русского поэта.

Пушкин – наше все! Хорошо бы не только в дни памятных дат вспоминать об этом. Как и о необходимости беречь наследие поэта, заботиться о связанных с ним культурных ценностях – в том числе тех, что расположены на земле предков Пушкина, в Гатчинском районе Ленобласти.

Накануне 210-й годовщины со дня рождения поэта, которая отмечается 6 июня, в этих местах провел выездное заседание комитет Госдумы РФ по культуре. Цель посещения – знакомство с культурным наследием Гатчинского района и разработка дальнейших законодательных действий по его сохранению.

Суйдовское родовое имение прадеда Пушкина – Абрама Петровича Ганнибала – сподвижника Петра I, видного российского инженера. Руновская мыза, где жила мать поэта Надежда Осиповна. Крестьянская усадьба в деревне Кобрино, откуда была родом няня – Арина Родионовна. Почтовая станция в деревне Выра, с которой связана знаменитая повесть «Станционный смотритель». В этих краях помнят поэта, и сюда ежегодно съезжается народ – не только российский…

Для начала думские депутаты прибыли в село Рождественское Кобринского сельского поселения, на родину няни Пушкина – Арины Родионовны, где вскоре должен появиться памятник. По словам скульптора Валерия Шевченко, предложившего свой вариант (именно его работа была утверждена пушкинистами), «поэт и няня: именно с них начинаются «преданья старины глубокой», которые помним с малых лет до самой старости».

Поддержать этот проект материально вызвался писатель–сатирик Михаил Задорнов. «Он живо интересуется литературными традициями, российской культурой, - объясняет заслуженный работник культуры РФ, автор сценариев и режиссер ежегодных пушкинских праздников в Ленобласти Михаил Лейкин. – Кроме того, поддерживает традиции, которые были близки его отцу, известному писателю Николаю Задорнову.

Повсюду думских парламентариев встречали пышно – музыкой, песнями. В Суйдовском родовом имении прадеда Пушкина на пороге стоял сам хозяин - Абрам Петрович Ганнибал. Вернее, человек по имени Коне, давным-давно прибывший в нашу страну из Буркина Фасо - государства на западе Африки. С 1998 года Коне «работает» в России Ганнибалом! Здесь же учился, обзавелся семьей. Коне рассказал, что его любимые пушкинские строки – о Петербурге: «Люблю тебя, Петра творенье…».

Во время большого депутатского путешествия по пушкинским местам Гатчинского района музейщики рассказали, что особую тревогу вызывает судьба Руновской мызы, где жила мать поэта Надежда Осиповна. Долгое время усадьба принадлежала областной туберкулезной больнице. Случалось, что отчасти горела, долгое время оставалась брошенной на произвол судьбы, было дело – купить его вознамерилось некое частное лицо.

По мнению защитников пушкинского наследия, потерять Руновскую мызу легко, но абсолютно недопустимо, поскольку именно эту усадьбу следует сделать центром памятных мест, связанных с именем поэта. «Само ее название кричит, что надо вокруг мызы создать пушкинский комплекс», - считает Александр Семочкин – директор музея-усадьбы Рукавишниковых – Набоковых (к слову, Владимир Набоков написал когда-то знаменитые комментарии к Евгению Онегину).

В конце поездки, на так называемом выездном заседании думские депутаты решили поддержать предложения местных властей и музейщиков. Правда, речь о соответствующей концепции идет не первый год. И не впервые существует намерение разработать и узаконить федеральную целевую программу, предполагающую создание государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника «На земле предков А.С. Пушкина».

По словам первого заместителя председателя Комитета по культуре Елены Драпеко, «на этом этапе необходимо распределить федеральные и региональные полномочия, более детально рассмотреть необходимые обоснования, в том числе, и финансово–экономическое, и, наконец, конкретно сформулировать предложения специалистов и представителей власти».

Выходит, пока трудно утверждать наверняка, что уникальный комплекс, связанный с именем поэта, станет именно таким, каким его хотят видеть искренние ценители пушкинского наследия. И очевиден безрадостный факт: если упустить время и в самом скором времени не принять конкретных решений, связанных со статусом и дальнейшей судьбой этих мест, труднее всего придется с сохранением уникального памятника культуры — Руновской ризы.

Евгения Дылева