Posted 13 июля 2009,, 12:55

Published 13 июля 2009,, 12:55

Modified 1 апреля, 17:23

Updated 1 апреля, 17:23

Майкл Джексон выиграл Ледовое побоище

13 июля 2009, 12:55
Невежество подрастающего поколения всерьез пугает экспертов. По их мнению, во многом виноваты современные подходы к образованию, в том числе - введение ЕГЭ. Чтобы вернуть интерес к знаниям, необходимо внедрять более креативные методы обучения.

В причинах незнания подрастающими «мучениками науки» отечественной истории пытались разобраться участники июльских общественных слушаний «Проблематика системного исторического и духовно-нравственного просвещения». Члены Общественной палаты РФ, петербургские, московские, псковские преподаватели и ученые пришли к выводу, что во многом виновны современные подходы к образованию, способствующие невежеству и формализации знаний.

Информационная неразбериха

Как заметил заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского Государственного университета (СПбГУ) Сергей Ильченко, «Ледовое побоище в информационном смысле выиграл Майкл Джексон: о его смерти писали и говорили несравнимо больше, чем о сражениях на полях ратной славы даже в дни памятных дат — например, о Ледовом побоище или Полтавской битве».

«Это не анекдот — скорее, следствие идеологического вакуума, — считает Ильченко. — Подчас глубину невежества трудно измерить. Уже не приходится удивляться, когда в ответ на вопрос о трех знаменитых танковых сражениях студент уверенно отвечает: «Ледовое побоище». Если хотим вернуть интерес молодых людей к истории, надо использовать, говоря их языком, то, на что молодые люди «ведутся» — исторические реконструкции, возможности экранного искусства».

Причем, как утверждают профессора и академики, ЕГЭ усугубляет царящую в средней и высшей школе «информационную неразбериху» — обилие методической и учебной литературы, очень часто содержащей, мягко говоря, искаженные сведения об исторических событиях.

«Я убежден в том, что отчасти исправить ситуацию помогут единые учебники, — такого мнения придерживается академик Российской Академии наук (РАН), председатель центрального правления Российского общества историков-архивистов, президент Ассоциации китаеведов РАН Владимир Мясников.

Лучшим способом проверки знаний академик считает собеседование, обмен мнениями с теми, кто держит экзамен — «в противном случае, при формальном, тестовом подходе происходит обеднение русского языка, и эта беда может стать глобальной — и без того наблюдается кризис учебных знаний».

Владимира Мясникова пугает «воинствующее невежество». Во время недавней поездки в Новосибирск академик с изумлением услышал рассуждения проводницы о том, что Ермак — украинец, и, стало быть, Сибирь (в этом женщина ничуть не сомневалась) должна принадлежать Украине.

Опыт живой истории

Без разумного сочетания учебы и воспитания в школе не выйдет полноценного образования — более того, имеются явные предпосылки для «взращивания разрушителей». В этом уверена член комиссии Общественной палаты РФ по сохранению культурного и духовного наследия Залина Медоева. «История должна оставаться наукой, располагающей к диалогу, — говорит она. — Сохранить лучшие традиции российского просвещения можно, предоставляя ученикам возможность не просто усваивать — оценивать цифры и факты во время дискуссий, использовать креативные методы исторического просвещения».

Участники слушаний выработали рекомендации Министерству образования и науки РФ. В их числе — намерение привлекать научную элиту и учителей к экспертизе учебно-методических пособий, шире использовать опыт «живой истории», предполагающий активное включение школьников и студентов в реконструкции, научные исследования.

Предлагается также активное использование интернет-ресурсов для виртуальных путешествий во времени. А по части ближайших великих исторических дат поднята «на щит» подготовка к 500-летнему юбилею вхождения Пскова в состав Московского государства.

Заседание Общественной палаты совпало по времени с началом очередной смены ежегодного Международного молодежного культурно-просветительского лагеря «Содружество. Память поколений». В его работе участвует молодежь из 10 -ти субъектов РФ, в том числе — из Петербурга. Своих представителей в Псков также прислали Ленинградская, Вологодская, Новгородская, Архангельская, Ростовская, Мурманская, Калининградская области, Ставропольский край. Кроме того, присутствовала молодежь из республики Мордовии и зарубежья: Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии и даже Македонии.

Македонский студент на полях ратной славы России

По свидетельству академика Мясникова, нередко зарубежные студенты проявляют интерес к истории России страны ничуть не меньший, чем отечественные. Подтверждением тому может служить, например, участие в работе культурно-просветительского лагеря Атанаса Петковски, прибывшего из Македонии.

Атанас — студент, его будущая специальность связана с социальной работой. Некоторое время он жил и работал в Таллине, помогая людям с ограниченными возможностями — физическими и психическими недостатками.

По мнению Анастаса, не только российские студенты, но и те, что приезжают из других стран, должны хорошо знать историю государства, на территории которого учатся и работают. «Нельзя обходиться и без языка, на котором говорят там, куда ты приезжаешь, — убежден он. — А лучше узнать историю помогает общение с ребятами из России».

Атанас не сомневается в пользе международных культурно-просветительских встреч - как по части исторических знаний, так и в личном плане. На протяжении 4-х лет работы лагеря было заключено два международных брака.

К слову, македонский студент прекрасно осведомлен о событиях, связанных с Ледовым побоищем и Полтавской битвой. Он не только безошибочно называет даты, но и готов обсуждать ход сражений на полях ратной славы России.

Евгения Дылева