Posted 23 июля 2009,, 06:35

Published 23 июля 2009,, 06:35

Modified 1 апреля, 17:17

Updated 1 апреля, 17:17

Голландская подтанцовка

23 июля 2009, 06:35
Конкурс архитектурных проектов будущего Дворца танцев в Петербурге выиграла голландская архитектурная мастерская. Это один из «стратегических» объектов, который «скорректирует» исторические панорамы города на Неве.

Конкурс архитектурных проектов будущего Дворца танцев в Петербурге выиграла голландская архитектурная мастерская. Дворец танцев - это один из «стратегических» объектов, который «скорректирует» исторические панорамы города на Неве.

Дорогая жемчужина

В Петербурге назван победитель конкурса архитектурных проектов будущего театра Бориса Эйфмана – Дворца танцев. Им признан проект голландской мастерской UN Studio.

По словам губернатора Валентины Матвиенко, это – неангажированное мнение абсолютного большинства. Жюри исходило из того, что город должен развиваться, сочетая классику и современность. «Дворец танцев должен стать жемчужиной архитектуры Петербурга. Он станет явлением и в России, и за рубежом», - распорядилась Матвиенко.

Театральный комплекс планируется построить до 2015 года. Как заметил заместитель председателя правления ОАО «Банк ВТБ» Василий Титов, победил «не самый дешевый проект». Стоимость комплекса по предварительной оценке (без стоимости театрального оборудования) может обойтись инвестору в $80-100 млн. Банкир выразил надежду, что творческий коллектив отметит новоселье премьерой.

Кардинальная детализация

Пока в Петербурге еще не удалось реализовать в первозданном виде ни одного проекта, победившего на международном конкурсе. Самый скандальный пример – вторая сцена Мариинского театра. На следующей неделе объявят победителя повторного конкурса. В любом случае, это будет кардинально новое решение.

Не всем дано понять, зачем нужны такие дорогие конкурсы-пустышки, которые к тому же не поднимают престиж страны.

Вот и проекту Дворца танцев предстоит детализация. Вопрос в том, насколько она будет кардинальной. Как заметил главный архитектор города Юрий Митюрев, представленный проект – «всего лишь концепция со слабо прорисованными деталями». Она будет обсуждаться на Градостроительном совете.

Титов заявил, что основные технические параметры останутся незыблемыми.

Не совсем мечта

Как оказалось, всех чрезвычайно волновало мнение о проекте Бориса Эйфмана. Об этом заявил инвестор (ВТБ), а также члены жюри. Так, директор международного форума современной архитектуры Aedes-Berlin Кристина Файрайс рассказала, что до вынесения своего вердикта члены жюри встретились с маэстро и обстоятельно поговорили с ним о его мечте. «Мы поняли, что ему нужно прозрачное, гибкое пространство. И, вместе с тем, чтобы театр представлял собой сочетание модерна и истории», - сказала она.

Партнер компании UN Studio (Нидерланды) Жерард Лузекут отметил, что им понравилось работать с Академией танца. «Это экспериментальный театр. У них особые эмоции. Мы постарались, чтобы репетиционные залы освещались естественным светом», - рассказал он.

Несмотря на всеобщую заботу, в конкурсе победил проект, который – «не совсем то, о чем мечталось», признался Борис Эйфман. При этом он заметил, что победил объективно лучший из представленных проектов.

«Жемчужина» быстро потускнеет

Губернатор отметила, что во всех представленных на конкурс проектах чувствовалась любовь к городу. Вот и Жерард Лузекут о том же. Он отметил, что перед участниками конкурса была поставлена сложная задача - сохранить наследие. По его мнению, они справились с этим заданием – проект вписывается в окружающую застройку и исторический силуэт.

Евгений Герасимов (один их победителей по «Набережной Европы» - проекту, включающему в себя строительство Дворца танцев) высмотрел в проекте петербургскую тему – игру с окнами.

Увы, глядя на выигравший проект и другие проекты голландской мастерской UN Studio, невооруженным взглядом трудно увидеть петербургскую тему. Складывается впечатление, что здания банально штампуются в разных городах и весях планеты. В исторической среде они выглядят инопланетянами.

Член жюри конкурса проектов по Дворцу танцев - президент петербургского отделения Союза архитекторов России Владимир Попов оказался в «абсолютном меньшинстве». Он не считает, что «жюри сделало лучший выбор». «Да, это - современный дизайн, но, думаю, он быстро устареет, так как не основан на фундаментальных ценностях Петербурга», пояснил Попов. По его мнению, город со строгими градостроительными традициями не должен принимать сиюминутных решений по значительным, знаковым объектам.

«Раз в крещенский вечерок…»

Что касается вписывания проекта в исторический силуэт… Специалисты давно бьют тревогу, что запланированная высота театра (40 м) перекроет вид на Князь-Владимирский собор. К тому же такая высота нарушает закон о Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ).

Как рассказал депутат петербургского ЗакСа Сергей Малков, на одном из предновогодних заседаний комиссии по землепользованию и застройке (КЗЗ) вице-губернатор Александр Вахмистров предложил проверить на компьютерной модели 3D любую виртуальную (заявленную к строительству) доминанту, на которую выпадет подброшенная им монетка. Выпала некая доминанта. Специалисты стали комментировать, демонстрируя дееспособность модели: смотрите, отсюда будет видно, и - с этой точки, и - с этой… Когда идентифицировали номер доминанты, оказалось - театр Эйфмана. На этом вице-губернатор прервал "гаданье", заявив, что по этому проекту будет приниматься отдельное решение.

Сегодня «отдельные решения» поставлены на поток. Каждую среду на заседании КЗЗ принимаются десятки, сотни и более исключений из правил.

Ирина Кравцова