Posted 29 июля 2009,, 09:03

Published 29 июля 2009,, 09:03

Modified 1 апреля, 17:13

Updated 1 апреля, 17:13

Безобидный конкурс

29 июля 2009, 09:03
Петербургу выбрали театр – быстро и без затей, вроде предварительного ознакомления горожан с конкурсными проектами. Для завершения строительства осталось 1,5 года, 1,5 млрд рублей и... множество "слабых сторон".

Петербургу выбрали театр – быстро и без затей, вроде предварительного ознакомления горожан с конкурсными проектами. Достраивать вторую сцену Мариинского театра будет действующий генпроектировщик, за которым стоят наработки канадского бюро Diamond & Schmitt Architects. На завершение строительства осталось 1,5 млрд руб. и 1,5 года.

Выбор не артиста, но практика

Летом 2003 года в торжественной обстановке был впервые объявлен архитектор второй сцены театра. Им стал Доминик Перро. Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев выглядел счастливым, комментируя проект Доминика Перро. Впоследствии от услуг французского зодчего отказались.

Сейчас, когда эта «сцена» в несколько усеченном скромном виде повторилась, маэстро был безрадостным. Его потухший взор и тщательно подбираемые слова не требовали комментария, каким он находит новый проект. Тем не менее, этот вопрос был задан.

«Главное достоинство заключается в том, что его сегодня можно реализовать в России. Я обязан быть не только артистом, но и практиком. Эти шесть лет меня многому научили», - сказал Гергиев. В ответе слышалась безнадежность и крушение надежд.

Как отметил маэстро, перенос из года в год сроков строительства «уже не выглядит забавным». От шестилетней стройки устали все. Неудобно перед мировым сообществом. Муссирование этой темы оставляет горький осадок. Строительство второй сцены - главный вопрос для театра. Важно, что теперь из состояния неопределенности проект переходит в рабочий режим.

Несбывшиеся мечты

Проект Перро Гергиеву по-прежнему нравится. Но это, по словам маэстро, слишком экстравагантный вариант в период кризиса. Для его воплощения требуются огромные усилия.

Впрочем, и эксплуатация «сказок Перро» была бы чрезвычайно затратной. Оказывается, у маэстро изначально, еще в 2003 году, возник вопрос - а как «построить и содержать то, что выбрали». Но, по его словам, главный архитектор Олег Харченко это посчитал несущественным.

«Меня беспокоит, что будет с театром через несколько лет, даже когда я им не буду руководить. Сколько будет стоить обслуживание театра», - пояснил маэстро.

По его словам, над новым, вторым проектом будет в разы легче работать. Такое здание проще и в содержании.

Гергиев возлагает на строительство второй сцены большие надежды. Если мы научимся строить театры европейского уровня за относительно небольшие средства и в короткие сроки – это «будет здорово», сказал маэстро. «Во время гастролей по стране мы приходим в отчаяние – к чему мы, страна Чайковского, идем», - рассказал художественный руководитель Мариинки. В ужасном состоянии театры в Петрозаводске, Мурманске, Красноярске. Получше - в Новосибирске. Неплохой театр построили в Архангельске.

Маэстро пообещал, что открытие второй сцены (конец 2011 года) ознаменуется крупным фестивалем с участием мировых звезд.

На императорский не тянет

Главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев подчеркнул, что любой конкурс - это выбор относительно лучшего проекта из имеющихся. Поэтому считать проект канадцев совершенным не стоит.

«Этот проект надо будет доработать. Он имеет слабые стороны, например, габариты. Архитектурный облик сохранит основные черты. Надеюсь, что его удастся вписать в городскую среду», - пояснил Митюрев. Назвать, в чем заключаются «излишки» габаритов, чиновник отказался.

Проект после доработки пройдет обсуждение на Градостроительном совете, пообещал он.

Чуть раньше министр культуры Александр Авдеев, возглавлявший конкурсную комиссию по театру, заявил, что вторая сцена должна соответствовать облику императорского театра. «Это - императорский театр, и его фасад должен вписываться в композицию города», - сказал он.

На сей раз министр ушел от ответа на вопрос, тянет ли проект на имперский облик. Предварительной выставки проектов, участвующих в конкурсе, не проводилось. Мол, некогда советоваться – время поджимает.

Слабинки

Что же получается? Новый проект на императорский театр, как заказывали, - не тянет, габариты - великоваты, в окружающую среду - не вписывается

И подается все это как вполне преодолимые «слабые стороны». Благо бы, делалось во имя экономии государственного рубля. Так нет, выбран самый дорогой вариант! Как в насмешку над законом ФЗ-94 о госзаказе, на который министр постоянно ссылался.

Более того, якобы, именно из экономии средств и времени вместо творческого конкурса и последующего тендера на подряд был проведен только тендер «с элементами авторского видения».

Компания «Фасадстройсервис», изучив документы, пришла к выводу, что критерий оценки заявок на тендер является «продуктом сговора» между заказчиком и КБ «ВиПС».

Любопытно, что две из четырех отсеянных компаний обещали выполнить работу по минимальной цене: ООО «Ведущая проектная научная реставрационная компания» (Москва) – за 120 млн руб., «ЛенПолпроект» — 215 млн.

Как заявил гендиректор ООО «ВПНРК» Алексей Денисов, это «реальная цена затрат и даже с запасом». Строительство Мариинки-2 ничуть не сложнее, чем недавно построенный театр в Астрахани: техзадание такое же по объему и сложности. Однако театр в Петербурге оценен в 9,5 млрд руб. (только проект – более 1 млрд руб.), а в Астрахани он обошелся в 3 раза дешевле - 3 млрд.

Встает вопрос – а зачем вообще нужен был конкурс? Тем более, что его результат был легко предсказуем. Оказывается, 20 тыс. руб. (цена конкурса) были потрачены во имя этики! «Можно было найти окна в 94-м законе и не проводить новую процедуру, но это было бы не этично и обидно для многих талантливых архитекторов», - сказал Авдеев.

Бухгалтерия

По состоянию на II квартал 2006 год бюджет строительства второй сцены составил 9,535 млрд руб. На сегодня из этой суммы израсходовано около 8 млрд, сообщили «Росбалту» в пресс-службе заказчика.

Так, около 2 млрд руб. ушло на закуп театрального оборудования. Еще 2 млрд – на подготовку стройплощадки: снос квартала, выплату компенсации (городу, монополистам) и инженерию. Почти 1,5 млрд федеральных средств было направлено на укрепление грунтов. Собственно на строительство пошло около 2,5 млрд.

«ВиПС» пообещал выполнить заказ за 9,5 месяцев и 300 млн руб.

В контракте предусмотрен учет и использование выполненных объемов строительно-монтажных работ, а также - сохранение запроектированных архитектурно-планировочных решений внутренних объемов зданий и несущих конструкций. Архитектурный облик здания театра должен гармонично вписываться в сложившуюся средовую застройку.

Ирина Кравцова