Posted 4 августа 2009,, 06:54

Published 4 августа 2009,, 06:54

Modified 1 апреля, 17:09

Updated 1 апреля, 17:09

Заморозки на почве строительства

4 августа 2009, 06:54
Защитники наследия предлагают на период кризиса объявить мораторий на реализацию новых проектов в историческом центре Петербурга. Из-за недостатка средств для строительства на местах сноса город превращается в руины.

Защитники наследия предлагают на период кризиса объявить мораторий на реализацию новых проектов в историческом центре Петербурга.

Последние замеры состояния петербургского строительного рынка показали: заморожено 40% строящихся гостиничных объектов, 72% бизнес-центров и почти половина жилых (из 230 работы велись лишь на 106). Для сравнения, в Москве на тот же период, по оценкам руководителя IRN.ru Олега Репченко, доля «замерших» новостроек составляла не более 10-20%.

Вице-президент союза строительных компаний Петербурга «Союзпетрострой» Лев Каплан полагает, что столь удручающие показатели северной столицы – не столько следствие мирового экономического кризиса, сколько результат ошибок в градостроительной политике последних лет. К ним эксперт относит и неразумное распоряжение администрацией земельным ресурсом, когда гигантские территории отдаются в руки отдельных олигархов, которые «держат землю под парами» несколько лет, а потом перепродают; и заведенные местной властью неравные правила игры, благодаря которым около 80% всего жилья строится десятком монополистов.

Защитников наследия больше беспокоит та поспешность, с которой принимаются решения о сносах исторической застройки и новом строительстве на ее месте. Зачастую уничтожение старинных зданий упреждает появление обоснованного, публично обсужденного и согласованного в установленном порядке проекта. Зримый результат такой «политики» - тут и там обнесенные синими заборами руины и зияющие пустоты, брошенные стройплощадки и кучи строительного мусора.

Арестованы все проекты разорившегося Шалвы Чигиринского – в том числе «Новая Голландия». Еще год назад инвестор ходатайствовал о продлении ранее утвержденных сроков сдачи объекта (с 2010 до 2012 года). Как пояснял вице-губернатор Юрий Молчанов, «инвестор столкнулся с серьезными трудностями, в том числе связанными с геологическими условиями». Сам Чигиринский объяснял вдруг возникшую заминку тем, что «во всем виноваты питерские грунты». Хотя винить следовало бы не бессловесные грунты, а ту самую укоренившуюся на питерской почве практику, когда сначала принимается решение, зачищается от «ненужной» исторической застройки территория, и только потом выясняется – возможно ли тут реализовать задуманный проект.

Еще в 2006 году на острове снесли лабораторию Менделеева, уникальный опытовый бассейн и еще целый ряд ценных сооружений. Хотя, как замечает проводивший историко-культурную экспертизу объекта заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик, эксперты рекомендовали сохранить все исторические здания, их пожелания учтены не были. Застройщик посчитал нужным оставить только шесть зданий, которые охраняются государством.

«У строителей Новой Голландии даже нет инженерного проекта. Работы ведутся только на основании архитектурной концепции, что недопустимо, особенно в исторической части Петербурга», - подчеркивает Михаил Мильчик. Беспокойство эксперта вызывает и то, что подземные работы на острове могут отрицательно сказаться на состоянии исторических построек. Изменение уровня грунтовых вод способно привести к разрушению деревянных свай, на которых они стоят.

Жизнь на строительной площадке замерла еще весной. Однако тогда представители инвестора уверяли, что техника ушла оттуда потому, что просто не была нужна для текущего этапа работ. Но и теперь, когда вслед за техникой остров покинул и сам инвестор, руководство Петербурга демонстрирует удивительный оптимизм.

«В проект уже вложено $70 млн, и никто от него отказываться не будет. Оттуда выехали военные, и нужно реализовывать проект с учетом сохранения и восстановления исторических объектов», - заявила губернатор Валентина Матвиенко, так и не раскрыв источников такой уверенности.

Остается столь же туманной и судьба зоны улиц Шкапина-Розенштейна. Поспешность, с которой на нее запустили бульдозеры и экскаваторы, объяснялась желанием как можно скорее превратить «депрессивный район» в современный деловой центр. Однако сегодняшняя картина едва ли менее депрессивна – одни руины да стаи одичавших собак. В конце прошлого года подконтрольная Олегу Дерипаске компания «Главстрой-СПб» объявила о решении заморозить проект. А нынешней весной обратилась к губернатору с просьбой пересмотреть концепцию: кризис заставил умерить амбиции, теперь предлагается вместо современного Сити ограничиться мелкооптовым рынком, где будут торговать продуктами и одеждой.

Таковой к тому времени спешно ликвидировался в Апраксином дворе – на другом питерском объекте структур Дерипаски, взятом для «реконструкции» как раз под лозунгом необходимости вывода подобных «шанхаев» из исторического центра.

Теперь завис и проект преобразования Апрашки в фешенебельный квартал бутиков, отелей и променадов. Можно только порадоваться, что здесь не успели приступить к сносам мешающих инвестору зданий – а он, как выясняется, желал избавиться тут от 35 строений (при допускаемых экспертизой 8-ми).

Отложен на несколько лет и снос застройки территории Балтийского завода. Подконтрольная Сергею Пугачеву Объединенная промышленная корпорация (владеющая контрольными пакетами Балтийского завода и «Северной верфи») грозилась реализовать «один из самых перспективных девелоперских проектов Северо-Запада России – строительство микрорайона из жилых, гостиничных и торговых объектов» на участке в 60 га, «в историческом центре Санкт-Петербурга, на Васильевском острове, в прямой видимости от Исаакиевского собора». Спасибо кризису – хоть с этой стороны панорама Исаакиевского собора останется без современных высоток.

Меньше повезло территориям, отданным в свое время корпорации «Строймонтаж» (печально знаменитой изувечившим панораму Невы «Монбланом»). Еще в сентябре 2008 года руководство корпорации объявило о решении «не приобретать новых проектов до завершения кризиса ликвидности в российском банковском секторе». Однако к тому времени уже успели снести дом 32 на наб. Робеспьера – и по сей день этот ответственнейший участок на въезде в центральный район пугает гостей культурной столицы видом будто вчера случившейся бомбежки. По данным Фонда имущества, «Строймонтаж» перепродал участок примерно за 1 млрд 100 млн рублей (имя нового собственника не разглашается).

Примечательно, что на официальном сайте корпорации объект на наб. Робеспьера, 32 рекламировался как «Новая визитная карточка компании». Утверждалось, что «Строймонтаж планирует украсить одну из самых красивых набережных северной столицы новым жилым домом класса De Luxe, эффектная архитектура которого гармонично дополнит и выгодно подчеркнет образ исторического Петербурга».

«Один из самых интересных новых проектов ЗАО «Строймонтаж» класса А» обещали явить на Малом проспекте Петроградской стороны – между Ординарной и Плуталовой улицами. По счастью, добротные «сталинки», загадочным образом признанные аварийными, снести не успели. Они пока так и стоят, заброшенные, отключенные от теплоснабжения, с выбитыми окнами и ободранной крышей - еще год-другой такого жалкого существования, и липовое заключение об аварийности вполне может обратиться в реальное.

При этом вызывает недоумение распространенная в июне информация о том, что именно корпорации «Строймонтаж» переданы права на строительство гостиницы в рамках реализации масштабного проекта в парке 300-летия Петербурга (где ЗАО «Стремберг» намеревается возвести оздоровительный досуговый центр с аквапарком, но пока ограничилось первой очередью – сооружением теннисного комплекса). Такое решение удивило и вице-губернатора Михаила Осеевского, выразившего сомнение в том, что «Строймонтаж еще жив». С чем не согласился председатель Комитета по строительству Вячеслав Семененко, заметивший, что у этой корпорации, в отличие от многих других, не возникает никаких социальных проблем, а ее «судебная ситуация» пока якобы не отражается на исполнении взятых обязательств.

Подразумевались, очевидно, обязательства перед дольщиками. Но, похоже, никто не желает брать в расчет обязательств перед Петербургом – как долго его будут «украшать» зияющие пустоты, образованные на месте снесенных старинных домов, где в ближайшие годы уже едва ли что-то прорастет?

Под давлением кризиса власти Петербурга в этом году сократили финансирование строительства метро на 1,5 млрд рублей. Ранее обещанное к сентябрю открытие реконструируемой «Горьковской» едва ли состоится и к декабрю, как сообщили источники в управлении Петербургского метрополитена порталу Karpovka.net. А есть ли гарантии, что найдутся достаточные средства на строительство наземного павильона «Адмиралтейской»? Но эти сомнения не остановили снос здания на углу Малой Морской и Кирпичного переулка.

Эти и другие не менее печальные примеры вызывают закономерную тревогу у защитников наследия. Ведь по прогнозам экономистов, самые суровые испытания еще впереди. По мнению руководства Петербургского отделения ВООПИиК, было бы разумно на период кризиса объявить мораторий на реализацию новых проектов в историческом центре, сосредоточившись на решении тех проблем, которые город уже получил в виде оставленных строителями руин.

Анна Зарецкая