Posted 19 октября 2009,, 12:20

Published 19 октября 2009,, 12:20

Modified 1 апреля, 16:16

Updated 1 апреля, 16:16

Смольный: переливание крови

19 октября 2009, 12:20
Состав правительства Петербурга радикально изменился. Губернатор Валентина Матвиенко избавилась от "комсомольского прошлого", но оставила на местах тех, за кем стоят реальные финансовые группы. Кроме того, во власть приходят молодые "львы", заручившиеся федеральной поддержкой.

В Смольном - очередная перестановка. В понедельник стало известно, что председатель городского комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Сергей Бодрунов подал заявление об отставке. Его место займет нынешний председатель комитета по инвестициям Максим Соколов.

Этот "молодой менеджер" за пять лет стал главным любимчиком губернатора. Почти на каждом заседании городского правительства Соколов получал комплименты в свой адрес. Особенно губернатору понравились успехи главы КИСПа на ниве государственно-частного партнерства. Чиновник, пришедший в 2004 году из империи бизнесмена Василия Сопромадзе (до 2004 года Соколов возглавлял «Корпорацию С», известную скандальным строительством нескольких элитных объектов в центре Петербурга), пока не ассоциируется с каким-либо кланом, но по духу более всего близок к Осеевскому и Молчанову, утверждают источники "Росбалта" в городском правительстве.

Политический обозреватель Антон Мухин, в свою очередь, полагает, что «форсированное» назначение Соколова может быть связано с проблемами Матвиенко в Москве. По его мнению, Соколов - это член «президентского резерва». В этом контексте можно предположить, что губернатору понадобилось продемонстрировать президенту лояльность, показать, что она - «верный солдат партии».

Отметим, что в течение пяти лет Матвиенко не допускала сколько-нибудь значительных изменений в своей команде. И вдруг за несколько месяцев состав Смольного радикально обновился.

"Комсомольцы"

Власть потерял самый древний клан "комсомольских работников". В феврале посты покинули вице-губернаторы Виктор Лобко и Александр Полукеев, а осенью к ним присоединился председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) Олег Виролайнен.

На традиционной встрече с журналистами 15 ноября Матвиенко пообещала, что ротация кадров в Смольном продолжится, а сама она будет работать губернатором столько, сколько ей будет доверено. По словам Матвиенко, обновление кадров – это естественный процесс, и в нем не нужно искать «какую-то подноготную». «Мы делаем это осмысленно, создав к этому времени надежный кадровый резерв. У нас скамейка запасных очень длинная. Мы делаем ставку на привлечение молодых менеджеров, и, безусловно, этот процесс продолжится, он будет плановым», - заявила губернатор.

Тем не менее, источник, близкий к правительству Петербурга, сообщил "Росбалту", что хотя расстановка сил в Смольном изменилась, однако сенсационного передела сфер влияния не произошло. Огромный властный ресурс, который был сосредоточен в руках верных соратников по коммунистической партии и комсомолу, был распределен между опытными чиновниками, набиравшими политический капитал в 2000-х годах.

"Строители"

Так, главный долгожитель Смольного Александр Вахмистров, безболезненно переживший передачу власти Валентине Матвиенко от Владимира Яковлева, стал во главе администрации. Именно от него теперь зависят все кадровые решения. Начинал Вахмистров в Смольном в далеком 1994 году в качестве чиновника, который обеспечивает взаимодействие администрации города с частными инвесторами. Говорят, что с тех пор он обзавелся огромным количеством связей в строительном бизнесе.

Более того, его вхождение в правительство в 2003 году объясняют масштабной поддержкой строительного лобби. Для многих горожан именно Вахмистров стал символом уплотнительной застройки, официально "отмененной" в северной столице лишь с недавних пор.

"Строительный" клан Смольного еще больше усилил свои позиции с приходом в правительство Романа Филимонова, до этого возглавлявшего Комитет по строительству. Теперь Филимонов отвечает за "решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, дорожного строительства, архитектуры и градостроительства...". Таким образом, Филимонов развязывает Вахмистрову руки для аппаратной игры.

"Бизнесмены"

Прошедшие отставки в Смольном не затронули чиновников, отвечающих за распределение финансовых ресурсов. Незыблемость позиции вице-губернатора Михаила Осеевского говорит о том, что клан "представителей бизнеса" сохраняет свое влияние. Осеевский знаком с экс-главой Промстройбанка Владимиром Коганом, которого, в свою очередь, называют другом премьера Владимира Путина.

В вице-губернаторы Осеевский ушел с места первого зама председателя правления ПСБ (ныне - ВТБ Северо-Запад), а затем вице-президентом ВТБ стал сын губернатора Сергей Матвиенко. Подобные "совпадения", а также ряд успешных проектов ВТБ на Северо-Западе (в частности, выигранный консорциумом ВТБ и немецкой Fraport конкурс на право реконструкции и управления аэропортом Пулково) позволяют сделать вывод о том, что у этого банка существует надежный покровитель в Смольном.

Второй человек, которого можно причислить к клану "бизнесменов" - Юрий Молчанов. В перестроечное время он был проректором по учебной работе с иностранными учащимися, а премьер Владимир Путин - помощником ректора по международным вопросам. Коллеги неплохо друг друга знали. В 90-е годы Молчанов создал группу компаний "Бизнес-линк" и превратился в одного из богатейших петербуржцев (сегодня дело отца продолжает сын Андрей Молчанов, возглавляющий группу строительных предприятий «ЛСР»). Юрий Молчанов отвечает в правительстве за реализацию стратегических инвестиционных проектов. Это позволяет считать его одной из самых сильных фигур в Смольном.

Самым скандальным "бизнесменом" во власти оказался теперь уже бывший глава Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Сергей Бодрунов, бывший генеральный директор созданного правительством России ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование". После ток-шоу на Пятом канале один из журналистов обвинил главу КЭРППиТа в откровенном хамстве за то, что Бодрунов назвал телезрителей "быдлом". Шумиха разразилась нешуточная, но в итоге пострадали журналисты Пятого канала. Бодрунов еще некоторое время как ни в чем не бывало оставался на своем посту, что дало повод для слухов о том, что у него есть сильные покровители в Москве, имеющие отношение к ГК "Ростехнологии", которые якобы не позволили уволить Бодрунова, как того требовала оскорбленная петербургская общественность. В итоге Бодрунов ушел "по собственному желанию".

"Честные труженики"

Помимо вышеперечисленных групп влияния, в правительстве работают люди с менее яркой харизмой. Например, Алексей Сергеев, ставший вице-губернатором после ухода с поста Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Он познакомился с нынешним губернатором Петербурга еще в молодости, когда был освобожденным комсомольским работником. Карьера Сергеева неразрывно связана с предприятием ЛОМО, где он был подчиненным нынешнего полпреда в СЗФО Ильи Клебанова. По версии источника в Смольном, Сергеев не принадлежит к какому-либо клану, зато отличается исполнительностью и преданностью губернатору.

Еще одной "темной лошадкой" в правительстве является Людмила Косткина. Ее карьера началась с должности заведующей отделом культуры исполкома Московского райсовета народных депутатов. С 1999 по 2003 год она была главой территориального управления Петроградского района Санкт-Петербурга. Представляя Косткину депутатам, Матвиенко говорила: "Она прошла длинный путь в системе управления, ее отличают ответственность, трудолюбие, обязательность и душевность, что очень важно для человека, занимающегося социальными проблемами". Похоже, эта характеристика близка к истине. Во всяком случае, чиновница, отвечающая за "расстрельное" направление социальной политики, работает в правительстве с 2003 года.

Функции вице-губернатора по вопросам безопасности Валерия Тихонова, по слухам, сводятся к контролю за Матвиенко со стороны московских силовиков. Отчасти это подтверждается и тем, что в Смольный Тихонов пришел в 2004 году с поста первого замдиректора ФСО.

Не революция - эволюция

Отставка целой плеяды опытных партийных вожаков, окружавших Матвиенко в течение всего ее губернаторского срока, рано или поздно должна была произойти. Крепкие комсомольские "зубры" вовремя подставили плечо. Виктору Лобко, с его многоопытностью и природным политическим чутьем, удалось стать некой фигурой компромисса в администрации Матвиенко на этапе ее становления как губернатора. Полукеев и Виролайнен, в свою очередь, держали марку крепких хозяйственников. Но времена изменились. Зато в правительстве остались влиятельные чиновники, связанные с финансово-промышленными группами.

Кандидат экономических наук Артур Батчаев считает, что отставки обусловлены разными причинами. Кто-то просто выработал свой ресурс на данном месте работы и нуждался в смене профиля деятельности. Кто-то потерял пост под воздействием внешних сил - не секрет, что крупные московские группы влияния (промышленники, финансисты, силовики и пр.) порой лоббируют назначение своего человека, с которым им удобно работать в регионе или которому необходим своеобразный «трамплин» для последующего занятия высокой должности в федеральных структурах власти в Москве.

Новые назначения могут быть также связаны с либеральными заявлениями президента РФ Дмитрия Медведева. Сегодня Матвиенко важно показать, что она находится "на одной волне" с федеральным руководством. Именно поэтому в новом составе правительства появился Бодрунов, а затем на его место пришел Соколов.

Одним из самых влиятельных вице-губернаторов остается Алла Манилова. Она была ярой сторонницей Валентины Матвиенко, участвовала в ее предвыборной кампании, что в итоге способствовало быстрому карьерному росту. Сегодня Манилова, которая, кстати, известна своим близким знакомством с премьером Владимиром Путиным, определяет идеологию Смольного, взаимодействует со средствами массовой информации.

Похоже, в ближайшее время правительства Петербурга ждут новые кадровые перемены. А из-за негативной реакции федерального центра на проект "Охта центр" на "алтарь" лояльности к президенту могут быть принесены не только "человеческие" жертвы.

Глеб Иванов