Posted 7 апреля 2010,, 15:37

Published 7 апреля 2010,, 15:37

Modified 1 апреля, 14:20

Updated 1 апреля, 14:20

Самолет сгорает за полторы минуты

7 апреля 2010, 15:37
Пожар в самолете - одно из самых страшных авиационных происшествий. Сегодня в "Пулково" журналисты стали свидетелями уникальной спасательной операции по тушению загоревшегося самолета и спасению пассажиров и экипажа.

Пожар в самолете - одно из самых страшных авиационных происшествий. Сегодня в "Пулково" журналисты стали свидетелями уникальной спасательной операции по тушению загоревшегося самолета и спасению пассажиров и экипажа.

К счастью, пожар был ненастоящий: последнее чрезвычайное происшествие в аэропорту "Пулково" было в 1996 году, когда при посадке Ту-134 из-за крена сломалось и загорелось крыло. Пассажиров быстро эвакуировали, пострадавших благодаря профессиональным действиям спасателей не было.

Тревога в "Пулково" была только учебной. Дважды в год, весной и осенью, в преддверии весенне-летней или осенне-зимной навигации проводятся совместные тренировки службы поискового и аварийного обеспечения полетов "Пулково" совместно с городскими спасателями, пожарными и медиками. В ходе тренировок отрабатываются методы оповещения на случай ЧС, сопровождения спасателей к месту происшествия, а также необходимая процедура с неблагозвучным названием "фильтрация пострадавших и сортировка по медицинским учреждениям".

Как рассказал начальник службы поискового и аварийного обеспечения полетов ОАО "Пулково" Виктор Шведунов, сегодня легенда была такая: из-за возгорания в кабине пилотов возникает пожар на борту Ту-154, а также разлив и возгорание топлива. На тушении будут работать спасатели аэропорта, на помощь придут городские службы. Кстати, легенда на каждых учениях разная - чтобы проверить боеспособность всех служб. Кроме того, на сегодняшней спасательной операции будет задействован также "груз 200" - по легенде, некоторым пассажирам не удалось выжить...

"Наша основная задача - спасти всех пассажиров и экипаж. Эта задача всегда главная независимо от обстоятельств происшествия, - сказал Шведунов. - Подгоняются специальные автотрапы, на аварийных надувных спасаются те, кто может передвигаться самостоятельно. Всех остальных выносят на руках. Главное - максимальная скорость эвакуации, ведь самолет сгорает очень быстро. Если не принимать никаких мер к пожаротушению, то уже через полторы минуты ничего не останется".

Примечательно, что в качестве пассажиров задействованы статисты - студенты Академии гражданской авиации. Им полезно на практике посмотреть, как спасать людей, ведь в будущем они станут стюардессами, пилотами, бортинженерами.

А вот "груз 200" никто никогда не изображает - спасатели говорят, что живые не должны в этом участвовать. Поэтому в качестве статистов задействованы специально сделанные самими спасателями манекены в человеческий рост и вес.

Всего на суточное дежурство заступают около 20 штатных спасателей. Специалисты говорят, что, как правило, хватает собственных сил. Дополнительные средства привлекаются в случае особо тяжелых катастроф - например, подобно происшедшей в 2006 году в Иркутске. Тогда, напомним, самолет A-310 авиакомпании S7 (ранее «Сибирь»), выполнявший в ночь с 8 на 9 июля рейс Москва-Иркутск, потерпел крушение при посадке в аэропорту Иркутска. При заходе на посадку лайнер выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, снес бетонный забор, въехал в постройки и загорелся. Всего на борту разбившегося лайнера находились 203 человека — 195 пассажиров и 8 членов экипажа. Погибли 124 человека, 79 пострадали, один человек умер после длительного лечения.

"Самолет теоретически может где угодно остановиться, произойти может практически что угодно. Поэтому надо быть готовыми к любым ситуациям". - говорят спасатели.

Для чистоты эксперимента спасатели (и местные, и городские) знали лишь весьма приблизительное время тревоги. Согласно нормативам, собраться и прибыть на место - в любую точку аэропорта - они должны не больше чем за 3 минуты. Поэтому на огромном перроне "Пулково" расположены два участка аварийно-спасательной службы - для большей оперативности.

...Около 11:00 освободилось "окно" за взлетно-посадочной полосе и был дан сигнал тревоги. Из части буквально вылетели пять огромных пожарных машин и понеслись к месту предполагаемой катастрофы. Параллельно спасателям докладывали, что уже на подходе врачи "скорой помощи". Медики, кстати, в данном случае оказались оперативнее пожарных, а журналисты подчас опережали медиков.

"Где мои врачи, одних журналистов вижу?! - ругался старший врач и требовал, чтобы обязательно осматривали и сортировали всех "раненых" и даже "трупы".

Журналистов предупредили, что все будет по-честному, и что спасателям и врачам будет не до них. Поэтому "на поле не выбегать, под машины не бросаться, под ногами не путаться". Впрочем, очень активная девушка с телевидения все равно все время норовила куда-нибудь попасть - либо под машину, либо под струю брандсбойта, либо упасть с трапа.

"Пожар локализован!" - через несколько секунд доложил пожарный. Немедленно в самолет ворвались спасатели, которые по трапам эвакуировали "живых", а на крыло вытаскивали "погибших".

Любопытно, что все выполняли свои "роли" максимально правдиво. Когда количество "погибших" достигло пяти, врач "скорой" растерянно развела руками: "Не смогли спасти!". В реанимобиле "помощь" оказывали "раненым" - статистам. Статисты сначала веселились - особенно когда их спускали по аварийным трапам. Девушки визжали громче сирен машин. Правда, потом прониклись общей обстановкой и неслись по пенному полю от "пылающего" самолета, как будто он на самом деле горел.

Тушение самолета заняло несколько минут. Пожарная машина уже на подъезде к самолету поливала пеной все на своем пути. Всего на "горевший" Ту-154 было вылито около 18 тонн пенной жидкости. Известно, что водой самолеты тушить нельзя - вода не возьмет топливо, к тому же жидкость при соприкосновении с раскаленным металлом превращается в пар, который дополнительно травмирует пострадавших.

Заместитель начальника службы поискового и аварийного обеспечения полетов ОАО "Пулково" Владимир Мамаев сообщил, что операция прошла успешно, все службы со своей задачей справились. Всего в учениях было задействовано 19 единиц только собственной техники, плюс городские силы.

В конце спасатели выразили пожалание, чтобы и следующая тревога была только учебной.

Марина Бойцова