Posted 21 августа 2010,, 10:10

Published 21 августа 2010,, 10:10

Modified 1 апреля, 12:37

Updated 1 апреля, 12:37

Петербург без света и информации

21 августа 2010, 10:10
Авария на «Восточной» подстанции в Петербурге продемонстрировала не проблемы энергетиков, а непрофессионализм городских, транспортных и даже телевизионных информационных служб. В первые часы аварии горожан оставили наедине со слухами.

Авария на «Восточной» подстанции продемонстрировала не проблемы энергетиков, а непрофессионализм городских, транспортных и даже телевизионных информационных служб. В первые часы аварии горожан оставили наедине со слухами.

Репортер ИА «Росбалт» Марина Бойцова оказалась в одной из 68 электричек, застрявших вечером 20 августа на путях Октябрьской железной дороги (ОЖД). Она застряла в районе Капитолово и провела в электричке больше двух часов, так и не получив никакой информации от машинистов или дежурного по станции. Тем временем на станции Пери, где я должен был встречать коллегу, встала электричка на Санкт-Петербург. Здесь тоже не было никакой информации о начале движения поездов, хотя люди буквально умоляли сотрудников станции прояснить ситуацию, чтобы определиться с дальнейшими действиями. Но сотрудники ОЖД привычно разводили руками, объясняя, что никто из руководства ОЖД не потрудился проинформировать своих сотрудников и, тем более, пассажиров.

Пассажиры с возмущением смотрели на тепловозы, способные перевезти все застрявшие на путях электрички и спрашивали друг у друга, почему руководство ОЖД не считает нужным воспользоваться ими. Позже стало известно, что тепловозы все-таки отбуксировали один поезд – «Сибелиус», но вот пассажиры электричек такой чести не удостоились.

Спустя два часа стал распространяться слух о том, что электрички не пойдут до утра и растерянные люди с детьми, вещами и домашними животными пешком, по шпалам, отправились к автодорогам. Перед вами на фото перегон Осельки - Пери, по которому в районе 21:00 идут сотни уставших пассажиров.

Тем временем пресс-служба ОЖД рассылает по редакциям СМИ успокоительные комментарии и размещает у себя на сайте информацию о том, что застряли всего 27 электричек, а, главное, что уже в 19:30 движение поездов по всем направлениям было восстановлено. Мы сохранили скан этой странички.

В 21:15, когда стало ясно, что электрички пойдут не скоро, я на машине доехал до станции Капитолово и забрал свою коллегу. К тому времени в опустевшем поезде почти не осталось пассажиров, но он по-прежнему стоял недвижимо у перрона. В это время представители ОЖД на Первом канале рассказывали россиянам, что «движение электричек восстановлено», а «задержка в пути составила всего 30-40 минут».

Наши коллеги из других СМИ также были вынуждены транслировать недостоверную информацию. Как сообщил в эфире телеканала "Россия 24" замруководителя дирекции по связям со СМИ Федеральной сетевой компании ЕЭС Дмитрий Грызунов, на 20:12 было восстановлено "энергоснабжение всех потребителей". По данным Грызунова, электроснабжение было нарушено менее чем на один час. Напомню, что в это время тысячи пассажиров ОЖД уже брели по рельсам.

Хуже того, информацию о восстановлении электроснабжения подтвердили и в МЧС – организации, обязанной достоверно информировать горожан. Но штаб МЧС оказался обесточен наравне со всеми городскими объектами, поэтому, когда спустя час их подключили к сети, они дали в СМИ информацию о восстановлении электроснабжения во всех районах Петербурга. А в это время горожане сидели в темноте как минимум в трех районах города, включая Центральный – в некоторых районах свет отключили через час после восстановления и вернули только ночью.

А вот что рассказала «Росбалту» доцент Политехнического университета Лариса Стрельникова:

«В районе площади Мужества, на Новороссийской улице, свет отключился около 19:00. Затем стал спадать напор воды. Потом мне позвонила дочка и успела сказать лишь: «Мама, мы тут…». Дозвонилась я до нее лишь через час. Оказалось, что дочка ехала в метро и на перегоне «Московская» - «Парк Победы» поезд встал в туннеле. Затем они медленно доехали до «Парка Победы», но станция уже была закрыта не только на вход, но и на выход! Двери вагона были закрыты, света не было, многие пассажиры нервничали, молились. Почему нельзя было выпустить людей из вагонов на станцию и поднять на поверхность, никто не понимал. Никакой информации пассажирам сообщить не потрудились. Затем поезд медленно доехал до станции «Электросила» и там пассажиров, наконец, выпустили на поверхность. До дома дочка доехала на маршрутке лишь к 22:00 и по пути видела стоящие тролейбусы и трамваи, а также неработающие светофоры. В это время по телевизору чиновники бодро расказывали о том, что электроснабжение в Петербурге восстановлено в полном объеме».

Примечательно, что петербуржцы смогли соорганизоваться и получать информацию о действительной ситуации в городе посредством сети Интернет. В электричках и возле станций метро пассажиры выходили в Сеть посредством мобильных телефонов и рассказывали соседям, что удалось узнать репортерам информационных агентств или пользователям социальных сетей.

Интересно также, что именно Сеть в конце концов и стала основой для репортажей федеральных телеканалов – фотографии и видео любителей сделали профессионалам информационную картинку аварии. Вопрос, чем занимались при этом сотни сотрудников профессиональных пресс-служб, задавать не будем – все и так очевидно.

Евгений Зубарев, фото и видео автора