Posted 16 декабря 2010,, 12:50

Published 16 декабря 2010,, 12:50

Modified 1 апреля, 10:38

Updated 1 апреля, 10:38

Учителей поделят на умных и не очень

16 декабря 2010, 12:50
Со следующего года петербургская школа рискует потерять педагогические кадры. Насколько серьезными будут потери, зависит от того, как учитель сможет сдать своеобразный профессиональный ЕГЭ. Оставшиеся поделят немалый зарплатный фонд.

Со следующего года петербургская школа рискует потерять педагогические кадры. Насколько серьезными будут потери, зависит от того, как учитель сможет сдать своеобразный профессиональный ЕГЭ. Оставшиеся поделят немалый зарплатный фонд.

Председатель Комитета по образованию Ольга Иванова провела в нестандартном формате встречу с журналистами. Основными темами были кардинальные преобразования, ожидающие школу в 2011 году.

Напомним, в мае 2010 года был издан приказ Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, в котором определяется новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Если до нынешнего времени педагоги проходили аттестацию добровольно, то новый порядок предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную. Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. От квалификации, которую учитель получит в результате такого экзамена, будет зависеть и его заработная плата, причем, как обещают чиновники, она будет различаться принципиально.

Регионам дано право самостоятельно выбирать формат аттестации. В Петербурге пока остановились на тестовом варианте.

«Аттестация проводится на соответствие занимаемой должности и по ее итогам присваиватся либо первая, либо высшая категория. Второй не будет вообще, - сообщила на встрече Ольга Иванова. - Конечно, нам придется решать много непростых вопросов, как определять существенные отличия умений учителя, так и вносить изменения в существующую модель оплаты труда».

По словам председателя Комитета по образованию, аттестация в первую очередь важна для молодых специалистов, а также для педагогов с большим стажем, которые по каким-то причинам не проходили добровольную аттестацию раньше. Таких, по словам Ивановой, в Петербурге около 5 тысяч человек.

Чиновники допускают, что зачастую педагоги просто не желали подтверждать свои знания и умения и пускали учебный процесс на самотек. А в повышенной за категорию зарплате просто по разным причинам были незаинтересованы.

«Мы были вынуждены судить о квалификации учителя по бумагам. Теперь мы будем видеть учителя в работе, - считает Ольга Иванова. - Одним из основных критериев его профессионализма будет наличие среди учеников победителей всероссийских или международных олимпиад».

Впрочем, сами учителя считают такой показатель, мягко говоря, несправедливым.

«Я понимаю, что для чиновников важнее «галочки» за олимпиады, чтобы потом похвастаться якобы высоким уровнем знаний школьников, а не реальными знаниями большинства учащихся, - считает учитель физики одной из школ Юрий Куприянов. - Ну, наберется один такой талант на школу, а остальные-то как? Их что, учить не надо? Или учить кто-то другой будет? У нас в классе половина детей по-русски не разговаривают, вторая половина — из неблагополучных семей. Как из них чемпионов сделать — их бы таблице умножения научить. И в итоге получится, что все эти квалификации и повышенную зарплату будут получать педагоги из «специально обученных» образцово-показательных и лояльных к комитету школ, чем честные трудяги, как раз и вытягивающие обычных, невыдающихся, но не менее нуждающихся в знаниях детей. Нам надо повышать общий уровень образования ребят, а не растить чемпионов».

Понятно, что чиновники обещают максимально честный и объективный взгляд членов городской комиссии. Формироваться при этом комиссия будет приказом Ольги Ивановой.

«Все будут в равных условиях, хотя очевидно, что учитель, скажем, математики из обычной школы и из математической должны демонстрировать разный уровень знаний, - сообщил заместитель председателя Комитета по образованию Александр Ксенофонтов. - Вопросы будут приблизительно одного уровня, побеждает тот, кто набирает максимальное количество баллов. Учитель первой категории в новом статусе будет получать не меньше, чем сейчас, а вот учитель высшей категории будет «стоить» значительно дороже».

Сейчас, кстати, среди петербургских учителей 51% имеет высшую категорию. Но чиновники признают, что в будущем этот показатель значительно снизится. Учителя, имеющие сейчас 2-ю категорию, свой 5-летний срок действия квалификации доработают.

«Те, кто имеет 2-ю и знает, что скоро ее срок действия закончится, будут стремиться получить первую, - утешают специалисты. - То есть тоже будут стремиться к повышению собственных знаний».

Чиновники признают, что педагогам придется пережить жесткий момент.

«Если учитель будет признан несоответствующим занимаемой должности, то это означает одно — увольнение, - сказала Ольга Иванова. - Раньше такого не было. Но я очень надеюсь, что это явление не будет массовым. Но, с другой стороны, надо избавляться от таких, которые профнепригодны, которые не могут или не хотят. Деньги на образование на 2011 год выделены беспрецедентные — 68 млрд. рублей. И их надо тратить так, чтобы пошло на благо образования».

Между тем многие учителя не считают такую систему сложной, надуманной, провокационной и даже коррупционной. Многие из опрошенных «Росбалтом» педагогов говорят, что это серьезный стресс, к которому учителя, особенно немолодые, совершенно не готовы. А потому они склонны скорее уйти, нежели подвергаться такому препарированию знаний. Следовательно, петербургская школа может потерять пускай не самых продвинутых, но опытных педагогов.

«Зачем переаттестовывать учителей, уже имеющих высшую категорию? Неужели они «портятся» со временем? Аттесатция актуальна для начинающих педагогов или тех, кто сам желает переаттестоваться на более высокую категорию. Однако, видимо, государству не выгодно, когда так много учителей имеют высшую категорию. Или у нас учителей вдруг много развелось?..» - задается вопросами учительница начальных классов, попросившая не называть ее имя.

Есть и практические советы: «Курсы повышения квалификации нужны обязательно, а вот аттестацию хотелось бы попроще, - считает педагог Евгения Попова. - Во многих странах, например, в США, аттестация для получения лицензии — личное дело человека. При окончании учебы учитель имеет минимальную зарплату. Однако наличие лицензии после сдачи теста обязывает работодателя повысить зарплату работнику. Хочешь получать больше денег: выбирай себе любой курс, учись, сдавай, ни от кого не завися. Вот это и есть нормальный процесс мирового уровня без стресса и ажиотажа».

Марина Бойцова