Posted 27 декабря 2010,, 14:15

Published 27 декабря 2010,, 14:15

Modified 1 апреля, 10:27

Updated 1 апреля, 10:27

Особенности национального кролиководства

27 декабря 2010, 14:15
Кролики - давно уже не только ценный мех и пара-тройка килограммов диетического мяса, но, прежде всего, отличный пример улучшения демографии. Узнать больше о жизни символа наступающего, 2011 года "Росбалт" отправился на ферму под Петербургом.

"У меня знакомый кроликов держит! - Зачем? - Потому что, если их не держать, то они размножаются!" - эта старая шутка как нельзя лучше характеризует отношение человека к длинноухому символу следующего года. Кролики - это давно уже не только ценный мех и пара-тройка килограммов диетического мяса, но прежде всего - это отличный пример улучшения демографии.

"Плодятся, как кролики" - это не просто эвфемизм, а действительная характеристика млекопитающего из семейства зайцев. Этой кроличьей особенностью и решили воспользоваться особо предприимчивые фермеры, вот уже несколько десятилетий создающие прибыльные кроличьи инкубаторы.

Хотя известно кролиководство уже давно, в России массовую популярность оно стало приобретать только в последние годы. Во многом это связано с двумя факторами: появлением частных фермерских хозяйств и именем, а точнее фамилией, ленинградского ученого Игоря Михайлова. Его авторству принадлежит метод акселерационного кролиководства - разведение особого вида одомашненных длинноухих. Несмотря на то, что самого Михайлова уже нет в живых, дело его живет. Более того - единственная в Санкт-Петербурге ферма по разведению кроликов, которую он создал еще в 80-х, теперь носит его имя. Ее и посетил корреспондент "Росбалта", чтобы понять, чем обычный кролик отличается от своего собрата акселерата.

От метро "Проспект Ветеранов" около двадцати минут на маршрутке до поста ДПС, а дальше, как следовало из предварительной инструкции зоотехника Сергея, до фермы изобретателя И. Н. Михайлова добраться можно, "по разу свернув направо и налево". В общем, ошибиться сложно, особенно если учесть огромную надпись "КРОЛИКИ 800 М" на бетонном заборе и стрелку, любезно указывающую направление движения. По инструкции Сергея, кстати, от этого места до фермы должно было быть не более 200 метров, такое расхождение вызвало в цифрах у корреспондента, помнившего, что едет на встречу с акселератами, некоторые опасения. В голове сразу стали всплывать все известные меры физической величины.

Сама ферма оказалась одноэтажным бетонным строением, являющимся административным корпусом, и несколькими рядами аккуратных белых домиков, издалека напоминающих мини-коттеджи. Вблизи фанерные строения метра по два в высоту больше похожи на сказочные "избушки на курьих ножках" - домик установлен в метре над землей на конструкции из тонких реек. Кроме самого домика конструкция держит и кроличье отхожее место. Там скапливается то, что впоследствии, по словам кролиководов, служит отличным удобрением.

Коттеджный поселок для кроликов

Питаются акселераты комбикормом для свиней, кроме того, едят сено, которое вытягивают сквозь решетку из специальной кормушки. Вода, так же, как и корм, поступает в клетку автоматически. К кормушке кролик подходит около 80 раз в день! При этом еду ему подкладывают всего раз в две недели, а за месяц один кролик съедает не более трех килограммов комбикорма. Количество пищи на неделю, как и все остальные расчеты по уходу, приплоду и кормежке, на ферме производит компьютер. "Софт" специальный, разработан местными умельцами.

Комбикорм

Сходство минифермы с домом подчеркивает и труба, торчащая над каждым жилым отсеком. Предположение о том, что кроликов прямо здесь и готовят, оказалось слишком смелым. Труба оказалась вентиляцией, очищающей воздух кроличьего домика от запаха того самого, что в будущем станет добротным удобрением.

"Кролики - ужасные чистюли", - пояснил директор фермы Николай Труш.

Николай Труш

Кролиководством Труш занимается уже почти двадцать лет. До того, как стать фермером, был военным, служил в войсках ПВО. В запас ушел в звании полковника. А в животноводство попал, как сам утверждает, от безделья. Военному пенсионеру, привыкшему к масштабам военно-промышленного комплекса, кролиководство показалось делом весьма занятным. Сейчас он не только управляющий фермой имени Михайлова, но и один из идеологов кролиководства в России. Ферма уже стала для него делом семейным - здесь же работает его сын. Тот самый зоотехник Сергей.

Всего на три тысячи кроликов приходится четыре работника. Это если считать "сторожевого пса, охраняющего хозяйство", как отрекомендовал живущую на ферме четвероногую помесь дворняги с Чубаккой Труш-старший. Рыжий пес с совсем неподходящей для кроличьей фермы кличкой Фокс обладает полной свободой передвижения, в отличие от кроликов, которых от воли отделяет съемная решетка.

Фокс

Правда, на свободу длинноухие не рвутся, даже если оставить ее открытой. А вот если убрать решетку, разделяющую две разных "комнаты" одной минифермы, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Самцы, например, вполне могут подраться до крови. Более мирные самки вряд ли причинят друг другу вред. А вот объединение жилья представителей противоположного пола вполне ожидаемо привело к их спариванию прямо на глазах у кроликовода и корреспондента. Сам процесс у самца с характерной кличкой Стрелок и безымянной крольчихи занял не более полуминуты.

"Шампанское и цветы им для этого не нужны", - отстраненно заметил по этому поводу Труш, без всякого интереса наблюдавший за привычным для него процессом.

Кстати, до посещения хозяйства мои представления об ушастых акселератах ограничивались "демотиватором", найденным на просторах Интернета перед отправлением на ферму. На картинке был изображен добродушный мужик, держащий в руках гигантского кролика. Надпись под "демом" гласила: "Гигантские кролики. Такие душки". Тушка той "душки" была чуть ли не в половину роста самого кроликовода, и мяса в ней было явно больше обозначенных в знаменитом скетче "трех-четырех" килограммов. Этот был весом килограммов десять, не меньше.

В реальности все оказалось прозаичнее. Такие кролики-переростки действительно встречаются, пояснил Труш, в кабинете которого висит фотография, где он держит в руках одного из таких гигантов. Но это, скорее, аномалия. Акселерат действительно больше обычного кролика. Но сама акселерация заключается в том, что обычному кролику для созревания и как производителя потомства, и как готового к употреблению продукта, нужен год. Акселерат "взрослеет" всего за четыре месяца. В этом возрасте он уже готов к тому, чтобы отправиться в "комнату" к самке для интимных встреч и пополнения, а точнее, восполнения потомства. И для того, чтобы стать главным блюдом чьего-то обеда или ужина. Именно в этой "скороспелости" и есть основной экономический эффект от разведения акселератов, ведь одна самка за год может нарожать до 40 крольчат.

До отправки в духовку или кастрюлю кролик живет почти в идеальных условиях: кормят от пуза, клетка чиста, а перед попаданием на стол есть отличный шанс для спаривания. Обрывается жизнь ушастого бонвиана обычно от удара разрядом тока и последующего сворачивания шеи. Судьба неизбежная - разводят пушистых симпатяг не для дамского умиления. Крольчатина считается диетическим, а потому полезным продуктом. При этом стоит килограмм такого мяса всего рублей 250-300. Шапка же из кроличьего меха в холодной России с давних времен - атрибут популярный, а в советское время даже статусный.

Оттенки меха у акселератов разные - серые, белые, рыжие. Имена кроликам на ферме дают как раз в соответствии с их раскрасом. Причем удостаиваются этой чести исключительно самцы-производители. Серые обязательно носят имена, начинающиеся на букву "С", например, "Сибелиус" или уже упомянутый любвеобильный "Стрелок". Имена белых, соответственно, начинаются на вторую букву русского алфавита. Один из них - любимец хозяев фермы кролик-производитель по кличке "Буш". Американизмом, правда, здесь и не пахнет, назван так он не в честь заокеанской династии президентов, а потому что уши у него большие. Корреспонденту "Росбалта" местный любимец, правда, показал другую значимую часть своего тела - демонстративно отвернувшись при попытке его сфотографировать.

Но Буш не единственный питомец - носитель "политизированной" клички. Один из обитателей фермы - Чубайс. Гадать, какого он цвета, не стоит. И так понятно. Рыжего. Кролик дико зашуганный - при попытке корреспондента его погладить он начал метаться по домику, как цена на ваучер времен приватизации.

"Мы для кроликов хищники", - все с тем же спокойствием в голосе изрек отставной полковник-кроликовод.