Posted 7 февраля 2011,, 15:55

Published 7 февраля 2011,, 15:55

Modified 1 апреля, 09:48

Updated 1 апреля, 09:48

Трамвай против казино

7 февраля 2011, 15:55
Cтрасти вокруг Василеостровского трамвайного парка не утихают. Сносить или не сносить памятник промышленной архитектуры и нужен ли горожанам очередной развлекательный центр – инвесторы, правительство и градозащитники не могут прийти к общему решению.

Уже не первый год не утихают страсти вокруг Василеостровского трамвайного парка. Сносить или не сносить памятник промышленной архитектуры, нужен ли жителям Васильевского острова очередной развлекательный центр и откуда выехал первый в Петербурге трамвай – инвесторы, правительство и градозащитники никак не могут найти ответы, которые бы устроили всех участников полемики.

Теоретически ныне закрытый трамвайный парк №2 на Среднем пр. В.О., 77/79 — старейший трампарк Петербурга. Еще до завершения его строительства 16 (по старому стилю — 29) сентября 1906 года именно из стен Василеостровского парка вышел первый в городе трамвай, положивший начало новой эпохе городского транспорта. Другие два парка в это время обслуживали конку. 29 сентября 1967 года в южном депо был открыт первый в стране музей истории трамвайного парка — Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга.

Дальнейшую судьбу музея и первой в России постройки специально для трамваев решили на международном уровне. В декабре 2007 года между Россией и Венгрией было заключено межправительственное соглашение о создании в северной столице «телефабрики». Инвестором должен был выступить венгерский концерн TriGranit, а центр мультимедийных проектов «ТелеГрад» собирался построить комплекс по производству кино- и телепродукции. В ходе споров о его необходимости (а нужен ли городу еще один пустующий «Ленфильм») возникла идея изменить концепцию проекта. Теперь инвесторы обещают многофункциональный общественно-деловой комплекс.

С сайта Михаила Мамошина

На Васильевском острове планируется построить торгово-развлекательный центр, Дворец искусств и Конгресс-холл. Если с ТРК все ясно и так, то во Дворце искусств должны быть предусмотрены концертный зал и помещения для проведения выставок и презентаций. Также в здании будут проводиться конгрессы, съезды, конференции и форумы. Текущий проект был разработан архитектурной мастерской Михаила Мамошина совместно с венгерской компанией «Зобоки-Деметер».

Схема комплекса: tura8.livejournal.com

Однако договор аренды с прежними инвесторами истек, и кто именно будет застраивать территорию парка, решится на уже начавшемся конкурсе Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Имя победителя будет названо 31 мая, а 29 ноября с ним будет заключено соглашение на 11 лет. За 2 года (к концу 2013-го) инвестор обязан уладить бумажные проблемы, построить Дворец и ввести его в эксплуатацию. Оставшуюся свободной после строительства Дворца площадь застроит коммерческой недвижимостью тот же «ТелеГрад». Также на время срока действия договора инвестор будет должен поддерживать здание в исправном состоянии, поддерживать культурную программу и обеспечивать посетителей зрелищами. Все доходы от эксплуатации остаются у него, но по истечении договора будущий инвестор передаст комплекс в собственность города. В свою очередь, город вернет инвестору затраты на строительство, которые оцениваются в 9,5 млрд рублей.

Между тем, у проекта существуют противники. В первую очередь идею создания парка с фонтанами и выставочными залами отказываются поддержать сторонники группы экологии рядовой архитектуры ЭРА. Как корреспонденту «Росбалта» рассказал руководитель группы Алексей Ярэма, он и его соратники не согласятся ни на один реверанс будущих застройщиков, даже если «ТелеГрад» отступится от самой исторически значимой части парка и возьмет на себя ответственность за содержание музея.

«Мы категорически не согласны с позицией инвесторов и будем отстаивать всю территорию трамвайного парка, музей мы рассматриваем только как составную его часть, - прокомментировал Ярэма. - Мы будем добиваться восстановления всего парка как действующего транспортного предприятия. Городу новый торговый комплекс не нужен. Горожанам нужен трамвайный парк, а не очередной торговый центр, зал для международных экономических форумов и концертная площадка».

В свою очередь, баланс сил пытается восстановить депутат ЗакСа Алексей Ковалев. По его мнению, Дворец культуры, медиацентры и музей электротехники могут спокойно сосуществовать, однако инвесторы отказываются идти на подобные уступки и продолжают лелеять мечты хотя бы о частичном, но – сносе памятника промархитектуры. Единственным цельным и неделимым модулем будущего мегацентра является зал размерами 56 на 25 метров. Остальные же помещения – фойе, залы и технические помещения можно построить без сноса бывших депо.

Возможно, окончательно споры разрешит вмешательство ЮНЕСКО. По словам Алексея Ковалева, рабочая группа Сергея Семенцова по уточнению состава и границ памятников Петербурга как объектов Всемирного наследия уже работает над этим. Пока что под защитой Конвенции об охране культурного и природного наследия находятся только памятники культуры, а не промышленной революции. Однако если полусараи 1, 3 и 5 (ангары, из которых трамваи выходят на маршрут) встанут в один ряд с фортами Кронштадта и Пулковской обсерваторией, застройщикам придется оставить затею превратить Средний проспект В.О.

Александр Пушкаш