Posted 3 июня 2011,, 13:50

Published 3 июня 2011,, 13:50

Modified 1 февраля, 08:12

Updated 1 февраля, 08:12

Год техосмотра не видать

3 июня 2011, 13:50
С 4 июня вводится временная «амнистия» для прохождения техосмотра, а в будущем данную процедуру ждут и более глобальные перемены. Эксперты дают разные оценки нововведениям, но опасаются, что от экспериментов пострадают обычные автовладельцы.

С 4 июня 2011 года вводится «амнистия» для прохождения техосмотра. Автолюбители, которые должны были проходить его в этом году, сделают это через год. А владельцы новых машин получат заветный талон и вовсе без проверки состояния авто. В перспективе государство планирует существенно изменить процедуру техосмотра. Однако это произойдет уже после выборов.

Итак, автомобилистов ожидает отсрочка прохождения гостехосмотра (ГТО). Изложение сути этого процесса содержится в новом постановлении правительства №431 «Об особенностях проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ». Документ был подписан премьером Владимиром Путиным 25 мая 2011 года, через день официально опубликован и вступает в силу с 4 июня 2011 года. Согласно ему, техосмотр автомобилей, которые должны были его пройти в 2011 году, переносится на год, а новые автомобили будут проходить техосмотр без диагностики.

На рассмотрении Госдумы еще один законопроект, который в корне изменит процедуру техосмотра. Планируется, что ГИБДД от ГТО отстраняют, привлекая компании, получившие соответствующую аккредитацию у Российского союза страховщиков (РСА). Данная организация будет выбирать операторов с соответствующим техническим оснащением, а также проводить проверки компаний, если на них будут поступать жалобы. При этом процедуру проведения ТО свяжут с оформлением ОСАГО: получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности водитель сможет только после предъявления специального свидетельства, которое автовладельцу выдадут после техосмотра.

Кроме того, новая система проведения ТО предполагает отмену прохождения данной процедуры для авто младше трех лет. Машины возрастом от трех до семи лет будут проверять раз в два года, а старше семи лет - один раз в год. Комментируя новые правила прохождения техосмотра, директор Северо-Западной дирекции одной из крупнейших страховых компаний Евгений Дубенский рассказал, что предметные комментарии относительно возможной передачи функций техосмотра страховщикам сейчас дать очень сложно. По его словам, многие вопросы пока находятся в начальной стадии обсуждения.

«На текущий момент могу лишь выделить два важных момента, которые, на наш взгляд, необходимо детально проработать в случае изменения схемы проведения техосмотра. Во-первых, надо определить, кто и как будет технически проводить проверку состояния автомобиля – у страховщиков нет ни необходимого диагностического оборудования, ни сотрудников для проведения ТО (лицензия на страхование не предусматривает данной деятельности). Во-вторых, каким образом страховые компании смогут контролировать исполнение автовладельцами обязанности пройти ТО, не имея полномочий на то, чтобы наказывать граждан, не исполняющих эту обязанность. Такими полномочиями обладают государственные ведомства, и контроль за тем, имеет ли автовладелец документ о прохождении ТО, а также полис ОСАГО, следует оставить за дорожной полицией», - заявил он.

Так что рано автомобилистам радостно потирать руки. По мнению председателя комитета по Защите прав автомобилистов Александра Холодова, предложенные меры - это всего лишь откладывание реального решения проблемы на более поздний срок.

«На мой взгляд, события развивались так — сначала Путин заявил о том, что он хотел бы навести порядок в проведении техосмотра и улучшить контроль за этим процессом, а потом у Медведева появился популистский лозунг о том, что техосмотр надо бы совсем отменить. В итоге, появились две позиции, полностью друг другу противоположные, а чтобы понять, какая из них одержит верх, надо дождаться выборов», - заявил он.

По словам Александра Холодова, ни к чему хорошему такие полумеры не приведут. Часть станций техобслуживания, оставшихся в этом году без работы, будут закрываться из-за простоя. А через год на "выживших" станциях начнется ажиотаж, и автолюбители встанут в огромные очереди...

«Не все станции ГТО смогут проработать год без денег, половина из них закроется или перепрофилируется. Более того, через год проходить техосмотр придется и тем, у кого срок действия талона истек в 2011, и тем, у кого истечет в 2012. Очереди увеличатся даже не в полтора. А в два раза», - говорит Александр Холодов.

К слову, в Петербурге на сегодняшний день действует 56 частных пунктов ГТО и 2 государственных. К вводу в эксплуатацию готовились еще 7 проектов. Эксперты считают, что после перехода на новые правила прохождения техосмотра, участников этого рынка станет намного меньше. Выживут только сильнейшие. Специалисты уже подсчитали — только для Петербурга ущерб от этого постановления может составить 1,5 млрд рублей, на улицу выйдут порядка 700 безработных.

Кроме того, многие эксперты задаются вопросом: как отмена техосмотра личных автомобилей стыкуется с политикой обеспечения безопасного движения? Так, по мнению топ-менеджера одного из пунктов технического осмотра, первый техосмотр не проходит и нуждается в доводке каждый 3-4 новый автомобиль.

Впрочем, по мнению генерального директора одного из петербургских автосалонов Алексея Румянцева, не стоить лукавить, утверждая, что от того, что на техосмотр объявлен годовой мораторий, неисправных в техническом состоянии автомобилей на наших дорогах будет больше. «Никто не станет возражать, что техосмотр, который проводился в предыдущие годы, во многом был обычной формальностью, так как за деньги приобрести заветный талончик можно было на любой автомобиль, даже на ведра с гайками», - заявил он.

По разным оценкам, в крупных регионах, таких, как Москва и Петербург, талон техосмотра за вознаграждение приобретали более половины автовладельцев. «Новые правила как раз снизят количество неисправных автомобилей на дорогах», — считает Румянцев. По его мнению, пройти техосмотр будет проще, а уровень обследования машины в техцентре станет гораздо выше, чем в ГИБДД.

Расходясь в деталях, все эксперты сходятся в одном: эксперименты с техосмотром на сегодняшний день мало подготовлены, и пока сложно понять, к чему они приведут. В любом случае, скорее всего, пострадают простые автомобилисты. В "межвременье", когда ГИБДД отстранят от процесса, страховые компании еще ничего не выстроили, а сами центры непонятно как будут стратифицированы, кто-то вполне может «погреть» на ситуации руки...

Светлана Смирнова