Posted 2 августа 2011,, 16:54

Published 2 августа 2011,, 16:54

Modified 1 апреля, 06:10

Updated 1 апреля, 06:10

Козак по специальным поручениям

2 августа 2011, 16:54
Один из наиболее вероятных кандидатов на пост губернатора Северной столицы - Дмитрий Козак. Этот "многостаночник" и вечный кандидат на высокие должности сделал себе имя в Петербурге и попал в Москву с первым набором "путинского" призыва.

Спешное бегство Валентины Матвиенко в Москву через окраины Петербурга вновь заставило горожан задуматься о том, кто станет следующим главой Северной столицы. Один из наиболее вероятных кандидатов, на котором остановилось обсуждение - Дмитрий Козак, «многостаночник» и вечный кандидат на высокие должности, сделавший себе имя в Петербурге и попавший в Москву с первым набором «путинского» призыва.

В том, что Дмитрий Козак всерьез рассматривается в качестве будущего губернатора Северной столицы, есть определенная ирония - уроженку украинского села Шепетовка Валентину Матвиенко на этом посту может сменить другой «малороссийский» политик, родившийся в селе Бандурово Гайворонского района Кировоградской области УССР. Хотя Петербург в течение многих лет является едва ли не главным «производителем» и «экспортером» чиновников для отечественного политического Олимпа, для главного кресла в Смольном фигуру приходится искать, по сути, на стороне - ведь из 53 лет своей жизни Дмитрий Козак провел в Северной столице лишь около двух десятков лет.

Козак приехал в Ленинград в начале 1980-х - он перевелся на юридический факультет Ленинградского государственного университета из Винницы, где 2 года учился в политехническом институте. До этого он успел послужить в Советской армии - во всех официальных биографиях указывается, что он был бойцом ВДВ. Правда, в 2006 году занимавший тогда должность министра обороны Сергей Иванов заявил в одном из интервью, что на самом деле Козак проходил срочную в спецназе Главного разведуправления. Впрочем, вряд ли Козак хотел скрыть истинное место службы - возможно, путаница произошла из-за беретов небесного цвета, которые носят не только десантники, но и спецназовцы военной разведки. К тому же в наше время принадлежность к разведке придает чиновникам не только романтический флер - она добавляет в глазах и общества, и начальства вполне весомые политические качества.

Эти качества Козак не раз демонстрировал во время работы в Ленинграде. После окончания юрфака ЛГУ первым местом его работы стала городская прокуратура. Проработав несколько лет прокурором, Козак сначала устроился юрисконсультом, а позже попал в Ленсовет - сначала был заместителем, а затем начальником юридического управления.

По воспоминаниям работавших с ним людей, с именем юриста, которому тогда было «чуть за 30», не связано ни одного скандала - зато к нему обращались за юридической консультацией по любому поводу. В 1994-м Анатолий Собчак пригласил Козака возглавить юридический комитет мэрии Санкт-Петербурга, где тот оставался и после смены главы Смольного. При Владимире Яковлеве Козак на некоторое время даже стал вице-губернатором, но довольно быстро уволился (по некоторым данным, из-за разногласий с начальником).

Несколько месяцев Козак проработал в юридической фирме, откуда летом 1999 года и был приглашен в Москву. По данным« Росбалта», перед отъездом Козак успел выполнить одно кремлевское поручение. Летом 1999 года в Ленинградской области должны были пройти выборы губернатора, где баллотировались нынешний сенатор Вадим Густов и нынешний же глава региона Валерий Сердюков. Эти кандидатуры не устраивали администрацию президента, и в Ленобласть был «направлен» Виктор Зубков. Официально его предвыборным штабом руководил никому тогда не известный Борис Грызлов, а роль «смотрящего» от Кремля выполнял Дмитрий Козак. Со своей миссией бывший спецназовец не справился - Зубков выборы проиграл, заняв лишь четвертое место. Но Козак на долгие годы приобрел ореол специалиста по особым поручениям, с 1999 по 2004 год то занимая должности в администрации президента, то руководя аппаратом правительства.

Возможно, разнос, который он устроил петербургским чиновникам в конце июля по поводу зимнего коллапса, был одним из таких поручений - дать обитателям Смольного сигнал, что на них более не рассчитывают. С другой стороны, особым поручением может стать и губернаторство в Северной столице, а недовольство чиновниками - артподготовкой перед вступлением в должность. Хотя стоит отметить, что Козак помимо прочего имеет репутацию вечного кандидата на большие должности. Его сватали то в генеральные прокуроры, то в министры юстиции. Числился он и вероятным губернатором Петербурга в 2003 году - но вместо этого в 2004-м, после теракта в Беслане, уехал на Северный Кавказ.

С сентября 2004 года Дмитрий Козак стал руководителем «особой федеральной комиссии по Северному Кавказу» и полномочным представителем президента в Южном федеральном округе. С его назначением тогда многие связывали надежды на радикальные изменения ситуации во взрывоопасном регионе, только начавшем приходить в себя после второй чеченской войны. Однако известный реформатор изложил свое видение российской политики на Кавказе, объяснив, что не стоит ломать сложившиеся традиции. В итоге полпредство Дмитрия Козака фактически превратилось в период кавказского застоя. По оценкам некоторых специалистов, это привело к распространению насилия из Чечни в другие регионы федерального округа.

При Козаке действующие главы республик, пользовавшиеся поддержкой наиболее влиятельных местных кланов, могли оставаться на своих постах несмотря ни на что. Например, отсидел полный срок на посту (до 2008 года) глава Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев, чей зять убил семерых политико-экономических оппонентов. Не помешало даже то, что возмущенные родственники погибших и просто жители республики в прямом смысле слова брали приступом президентскую резиденцию Батдыева, добиваясь его отставки. Спокойно занимал свое кресло до 2006 года стареющий бессменный председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов, плоды правления которого в виде высочайшего уровня коррупции и вялотекущей гражданской войны республика пожинает и сегодня (при том, что власть вновь вернули его клану).

В итоге, по мнению доцента Высшей школы экономики Павла Кудюкина, «кавказскую политику Россия так и не определила». И хотя трудно сказать, в какой мере это вина экс-полпреда, а в какой - центральной власти, очевидно, что именно при Козаке «была принята политика заливания конфликта деньгами». «Кавказские республики получают дотации значительно большие, чем все остальные регионы Российской Федерации. Это в лучшем случае слегка гасит конфликт, но не ликвидирует его многообразные причины. Ясно, что сама политика вынужденная, она показывает слабость российского государства, которое терпит феодально-бандитский режим на своей территории», - отмечает эксперт.

Столь же сомнительны достижения Дмитрия Козака как неофициального автора сразу двух реформ – административной и муниципальной. В рамках первой, как отмечает Кудюкин, «практически не работает антикоррупционная составляющая», ради которой вся реформа в 2000-х годах и затевалась. Кроме того, считает эксперт по вопросам госуправления, модель «министерство-агентство-служба», которую ввели в 2004 году, оказалась недееспособной: ее не довели до конца, формально разделив функции между органами, а потом, когда начали ликвидировать агентства и службы и передавать их функции министерствам, этот же принцип и нарушили. А главное, по мнению Кудюкина, - не сумели правильно выстроить отношения между тремя уровнями системы. Что и привело в итоге к отказу от ее реализации, включая такие принципы, как ограничение количество вице-премьеров, разного рода заместителей и спецуполномоченных.

Единственное, что более-менее получилось – административный регламент. По словам Кудюкина, если чиновнику что-то предписано, а он это нарушил или не сделал, это сразу видно. В итоге, отмечает эксперт, «в целом ряде административных органов к гражданину стали относиться менее по-хамски - хотя далеко не везде, но сдвиги к лучшему имеются».

Что же касается муниципальной реформы «по Козаку», то вопреки изначальным целям «по многим позициям ситуация ухудшилась, потому что явно возросла финансовая зависимость муниципальных образований от дотаций из бюджетов более высокого уровня – федерального и субъектов федерации», считает доцент ВШЭ. При этом не всегда оправданным оказалось введение двухуровневой структуры местного самоуправления – территориальной и поселенческой. Ну а самое главное, что с регионального уровня на местный передавались, вопреки идеологии реформы, обязанности без финансового обеспечения, которое бы позволило их реализовать. Итог, как уже говорилось выше, - дальнейший развал системы муниципального управления и массированный отход от выборности местных властей.

С октября 2008 года Дмитрий Козак занимает пост заместителя председателя правительства РФ, ответственного за проведение Олимпиады в Сочи 2014 года. Итоги его деятельности на этом посту пока обсуждать рано - до Олимпиады еще 3 года. Кроме того, возможно, что эту его миссию придется завершать кому-то другому.

Константин Петров, Дмитрий Пановкин