Posted 19 августа 2011,, 14:22

Published 19 августа 2011,, 14:22

Modified 1 апреля, 05:49

Updated 1 апреля, 05:49

Политолог: ГКЧП было обречено, так как не попало в общественный нерв

19 августа 2011, 14:22

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 августа. События 20-летней давности еще раз убеждают, что политическую историю в России отличает крайняя сконцентрированость. Такое мнение высказал корреспонденту "Росбалта" политолог Евгений Негров, комментируя 20-ю годовщину попытки государственного переворота в СССР.

По его мнению, это значит, что в современной России происходит существенно больше событий на единицу времени, чем на Западе. Гегелевская формула «тезис-антитезис-синтез» относительно эволюции основных идей ГКЧП полностью показала себя на глазах одного поколения, в то время как в спокойных странах той же Европы те события, которые произошли за последние 20 лет в России, происходили бы в течение нескольких десятилетий, то есть на протяжении жизни нескольких поколений.

По словам Негрова, ГКЧП было обречено, поскольку в переломный момент истории не попало в общественный нерв, а, следовательно, не стало народным самосознанием. Между тем, уже к концу 90-х годов основные идеи путчистов находили отклик у большинства россиян, и вся внешняя и внутренняя политика 2000-х годов строилась на осознании этого факта и его умелой поддержке.

В настоящее время, считает политолог, общественное мнение опережает действия политической элиты, которые как бы застыли в первом десятилетии XXI века, и этот факт несет в себе существенную опасность превращения общественного мнения, в спокойные времена являющегося этакой «вещью в себе», выступающей, в первую очередь, объектом для манипуляций, в то самое народное сознание, не позволившее путчистам реализовать свои планы и, в конечном итоге, приведшее к полному распаду существовавшего строя.

При этом, полагает Негров, отдельные кремлевские демиурги вполне отчетливо понимают эту опасность и пытаются сыграть на опережение, учитывая ошибки 20-летней давности, совершенные всеми сторонами. Именно в этом свете политолог рассматривает активизацию «Правого дела», впервые делающего заметный уклон на правые политические (в отличие от экономических) ценности и события последнего времени вокруг этой активизации, начиная от расклеенных по всей стране плакатов с цитатами из культового фильма «Брат–2» и заканчивая инвективами старожила партии Бориса Надеждина.

Негров вспомнил, что ему самому 19 августа 1991 года было 8 лет. Он возвращался в ночь на 19 августа из деревни Федорково Псковской области, где отдыхал, и родители-геологи, еще ничего не зная о путче, забрали его на коротажной станции на базе ЗИЛ-131 прямо с площади Победы, чтобы увезти на неделю вглубь новгородских болот, где они «работали на большую Родину», разрабатывая новые месторождения полезных ископаемых. Таким образом, говорит политолог, его семья была едва ли не единственной, которая практически ничего не знала о бурных событиях, разворачивающихся почти целую неделю в Москве и других крупных городах Союза.

"Конечно, все последовавшие события дали мне и моей Родине новый политический строй, невиданную прежде политическую, да и экономическую свободу, новую организацию быта и культурного досуга, — рассуждает Негров. — Однако есть и другая сторона медали. Например, большая отечественная геологическая наука с конца 1991 года примерно на 10 лет просто перестала существовать, а, к примеру, моя мать — тоже геолог — просто ушла из профессии".

Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) — самопровозглашенный орган в СССР, состоявший из ряда представителей руководства ЦК КПСС и правительства СССР, осуществивший 18—21 августа 1991 года «августовский путч» — попытку насильственного отстранения Михаила Горбачева от должности президента СССР, смены проводимого им курса и срыва намеченного на 20 августа 1991 года подписания «Договора о Союзе суверенных государств». Действия ГКЧП были квалифицированы президентом и Верховным Советом СССР как государственный переворот. В 1994 году все арестованные участники ГКЧП были амнистированы еще до суда.